РАБОТА С АЛКОГОЛИЗИРОВАННЫМИ СЕМЬЯМИ.
В ГУСО НСРЦ «Гарант» 23.08.2021 г. проходило совещание участковых специалистов. Одним из вопросов, рассмотренных на нем был вопрос о «Помощь алкоголизированным семьям»
Алкоголизированные семьи- распространенное явление нашего времени и их количество не убывает. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», отражается на всех сферах развития. «Алкогольные семьи» отличаются сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, приводящих к семейному неблагополучию. Именно оно способствует возникновению безнадзорности и беспризорности и приводит к появлению у несовершеннолетнего девиантного поведения.
На мероприятии участники были ознакомлены с алгоритмом работы с алкоголизированными семьями:
Этап 1. Определение основной проблемы семьи
- — безработица;
- — правонарушения, бытовые преступления на почве пьянства;
- — дисфункция семейных связей;
- — безнадзорность детей;
- — другое.
Этап 2. Определение функций основных специалистов (психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога) соответственно этапам социальной работы:
Работа должна быть направлена на решение нескольких взаимосвязанных задач:
- — информирование родителей о роли и месте семьи в развитии алкоголизма у подростка;
- — информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма;
- — участие в разрешении семейного кризиса, выявление алкогольно-зависимых или подверженных зависимости членов семьи;
- — оптимизация системы внутрисемейных отношений;
- — нормализация детско-родительских отношений и снижение их конфликтности;
- — повышение адекватности реагирования алкогольно- зависимым членом семьи на семейную ситуацию;
- — повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
- — создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.
Затем рассмотрели типичные особенности поведения для членов семей, которые употребляют алкоголь:
— типичность суждений о возможных формах внутрисемейного поведения. Например: «Я уже все пробовал(а): ругал(а), бил(а), выгонял(а)… Ну что теперь: плюнуть и вообще не подходить к нему(ней), пусть спивается?»;
- — ориентированность на конкретные советы и рекомендации со стороны ведущего группу: «Если просит деньги, то давать?», «А если он(она) займет у соседей?», «Что ему(ей) сказать, когда он(она) приходит поздно?»;
- — крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации алкоголизма: «У вас-то что… вот у нас!»… Часто это приводит к неспособности слышать друг друга;
- — непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изменение своего поведения: «А что я делаю не так?», «Речь ведь не обо мне…»;
- — фиксация сознания на ребенке, что снижает (вплоть до невозможности) способность к пониманию более широкого круга семейных проблем;
- — эмоциональная напряженность и склонность к аффектам;
- — обвиняющие реакции в адрес специалиста в случае его отказа давать конкретные советы: «Мы для чего сюда пришли? Вот вы нам скажите!.. Я не знаю… Это вы специалист, вы должны знать!»;
- — уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника: «Конечно, если бы государство заботилось об алкоголиках, лечило их…»;
- — делегирующая позиция, выражающаяся в отказе нести ответственность за свою жизнь, за свои действия, чувства и успехи: «А что я мог(могла) сделать? Стараюсь …»;
- — высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства: «Помогите нам, у нас уже нет сил…»;
- — склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события, подробностей « посиделок »;
- — излишняя критичность по отношению друг к другу и специалисту, подозрительность и закрытость при внешней лояльности;
- — избегание личностной или семейной тематики и стремление обсуждать проблему алкоголизма «вообще»: «А есть какие-то статистические данные? »
Далее обсуждались разделения функций специалистов, сопровождающих семью с проблемой алкоголизации.
В конце совещания был проведен тренинг на снижение психического напряжения.
Все ушли с улыбками, наполнившись знаниями, энергией и позитивом для решения дальнейших рабочих задач!
Подготовила педагог-психолог
Макарьевская С.Н.