РЕШЕНИЕ КОФЛИКТОВ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ.

Приемные дети, приходя в другую семью, имеют свои представления об сложных решениях взаимоотношений, впитывая модель кровной семьи.

Ведь все что делали их родные взрослые, они видели, слышали и понимали, чаще всего исходя из своего представления.

Именно наше поведение взрослых и объяснение  показывает ребенку, как устроен мир, какие взаимоотношения между людьми можно считать хорошими, а какие не очень. И когда у семей разные модели поведения при общении, часто возникаю конфликтные ситуации  в период адаптации приемных детей и приемных родителей.

Для кандидатов в приемные родители   03.08.08.2021 г. в ГУСО НСРЦ «Гарант» была проведена консультация «Разрешение конфликтов в приемной семье»

 Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как воспринимается проблема противной стороной?
  • Что лежит в основе проблемы, и ее значение для каждой из сторон?
  • Насколько велика вероятность перерастания данной ситуации в конфликтную?
  • Что скрывается за реакциями другого человека?
  • Соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации  (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)?
  • Что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт?
  • Что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как
    хотелось бы?
  • Каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии
    ситуации?
  • Какова степень физической опасности для вас?

 Будущие приемные родители были ознакомлены с универсальными рекомендациями по поведению в любом конфликте.

Правило 1. Давать другой стороне в конфликте каждый раз полностью высказаться. Не перебивать его при этом. Слушать его спокойно и внимательно..
Правило 2. Показывать второй стороне  интерес к тому, что он говорит. Как бы Вам не нравилось то, что он Вам высказывает, постарайтесь для себя разобраться в его логике и его эмоциях. Проявляйте заинтересованность. интересов.
Правило 3. Предлагать второй стороне сотрудничество по решению конфликта. Фразы типа «давай(те) вместе поищем способ решить проблему» имеют куда больший смысл, чем многим кажется. Они позволяют на бессознательном уровне выстраивать мостики, преодолевать разобщённость, вызванную конфликтом интересов.

Правило 4. Всегда оставлять возможность второй стороне сохранить лицо. Никогда не указывайте на неправоту, используйте обходные пути и намёки, аккуратно и исподволь подводящие его к пониманию своей неправоты.

Правило 5. Показывать уважение к другой стороне. Это не так уж сложно. Достаточно следить за своими интонациями и не допускать никаких резких высказываний, особенно касающихся личности оппонента.
Правило 6. Оставаться открытым и честным. Любой конфликт усугубляется, если Вами используются недомолвки и недоговорки.

Правило 7. Ищите и предлагайте компромиссы. Взаимовыгодный компромисс — лучшая основа для решения любого конфликта.

Правило 8. Не ищите виноватых. Обвинения в адрес оппонента — это лучший способ устроить затяжной нерешаемый конфликт. Вопрос «кто виноват?» в конфликте не должен звучать ни в коем случае.

Правило 9. Ищите и находите объединяющие пункты. Решение конфликта начинается с установления желания сотрудничать по его решению. Переход от конфронтации к желанию сотрудничать начинается с мимолётных и незаметных пунктов, в которых у Вас с Вашим оппонентом есть общая точка зрения.

Правило 10. Ведите разговор деловым образом. Любое скатывание в эмоции и чувства приведёт к невозможности решить конфликт. Старайтесь говорить только по существу и не отвлекаться на другие темы.

Правило 11. Никогда не прибегайте к оскорблениям. Если Ваш оппонент оскорбляет Вас — не отвечайте ему тем же самым. Иначе конфликт превратиться в вульгарный скандал и возможность решения конфликта будет упущена навсегда.

Правило 12. Демонстрируйте уверенность в своих силах.  В большинстве случаев, если Ваш оппонент замечает Вашу неуверенность в себе, он расценивает это или как подтверждение собственной правоты, или как Вашу слабость, что всегда приводит его к нежеланию идти на компромиссы, а напротив — к попытке усилить на Вас давление.

Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упростит эту задачу.

Подготовила педагог-психолог Макарьевская С.Н.