РАБОТА ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.

РАБОТА ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.

У нас в ГУСО НСРЦ «Гарант» проводится работа по половому воспитанию детей. Это очень важное направление, так как дети к нам приезжают в основном из неблагополучных семей, где нет правильного стиля воспитания, сложные конфликтные взаимоотношения, очень часто нет положительного примера для подражания общения между папами и мамами, где недостаточно внимания, понимания, нет поддержки для ребенка в трудной ситуации, где не учитывают его особенности, индивидуальность.

В рамках этого направления  у нас в центре с воспитателями, специалистами стационарного отделения 08.09.2020 г. была проведена консультация «Сексуализированное поведение детей».

 

Сексуализированное поведение – это несоответствующее детскому возрасту (опережающее возраст, свойственное подросткам или взрослым) сексуальное поведение.

 

Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели.

 

Чаще всего причинами сексуализированного поведения являются:

— дефицит любви и ласки, одиночество;

— чувство тревоги и беззащитности;

— последствие сексуального злоупотребления ребенком в прошлом: ребенка поощряли за сексуальное поведение, не соответствующее возрастным нормам развития; взрослые проявляли к ребенку тепло, внимание, симпатию в обмен на секс; взрослые передавали ребенку неправильные представления о морали и сексуальном поведении; ребенок являлся свидетелем действий сексуального характера;

— психические расстройства, сопровождающиеся расторможенностью сексуального влечения (например, умственная отсталость и т.п., которые сопровождаются другими, ярко выраженными симптомами).

Таким образом, нельзя рассматривать сексуализированное поведение ребенка как проявление «испорченности» и распущенности.

 

Сексуализированное поведение — это всегда результат пережитой ребенком травмы. Для травмированных детей адаптивное восприятие и защитное поведение первоначально были необходимы для самосохранения. Попадая в хорошие и безопасные условия, ребенок не может немедленно приспособиться и перестроиться. Взрослому кажется, что неадекватное поведение ребенка лишено смысла и может возникнуть вопрос: «Почему он продолжает это делать?». Для ребенка же такое поведение обусловлено депривационным периодом его развития, и рассматривать его надо, как необходимое для выживания. Это поможет лучше понять ребенка и правильно относится к его поведению.

 

 

Важно помнить, что ребёнок, несмотря на крайне неприятные для окружающих внешние проявления поведения, находится в кризисной ситуации и поверхностные формы сексуализированного поведения являются защитными проявлениями, поэтому, перемоделируя их, параллельно необходимо проводить работу с его эмоциональным состоянием и самооценкой.

Этапы в коррекции поведения:

1) ребёнка можно временно переместить  в другую комнату. Перемещение сопровождалось следующим пояснением: «У нас принято спать по ночам, и чтобы ты мог быстрее научиться засыпать, ты временно (1 – 2 недели) поспишь в моей комнате. Кроме того, я знаю, что ты предлагал, например, Алёше ночью, а у нас есть правила, которые запрещают такое поведение. Важно, чтобы ты запомнил это правило и чтобы это прекратилось».

2) Далее устанавливались другие правила, но не больше 3 – 4 единовременно, которые касались сексуализированного и агрессивного поведения. «Нельзя тревожить других детей в постели ночью»; «Нельзя бить других детей» (оговаривались условия, при которых если правило нарушается, то накладывается запрет – на прогулки, на пользование компьютером и т.п.).

3) Любые положительные проявления в поведении ребёнка всячески нужно поощрять, отмечать похвалой.

4) Нужно, чтобы весь персонал придерживался установленных условий и реагировал на нарушение правил одинаково.

5) Параллельно проводились индивидуальные или групповые занятия с психологом, направленные на другие проявления ПТСР, такие как эмоциональные проблемы, нарушения самосознания, сниженная самооценка.

6) Особое внимание нужно уделять правильному режиму дня как составной части поведенческого подхода. Составлять такой режим дня, чтобы у   ребенка не оставалось свободного времени.

7)Важно, чтобы занятие, подобранное для ребёнка, было ему по силам и он смог бы достичь в нем успехов (создание ситуации заведомого успеха).

К патологическим привычками необходимо относиться с должным вниманием. Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.

Педагог-психолог

Макарьевская С.Н.