КРУГЛЫЙ СТОЛ.

КРУГЛЫЙ СТОЛ.

 Развивая, обучая, воспитывая детей, мы не можем быть безразличными к их хорошим или плохим поступкам. Как, правило, мы следим за деятельностью детей, даём оценку их поведению. Делаем это с помощью поощрения или наказания.

25.03.2021 г. в семейной гостиной был проведен  круглый стол «Поощрения и наказания» с замещающими семьями. Мероприятие прошло в доброжелательной теплой обстановке. Участники были очень активными.

Вначале мы обсудили, что обозначают понятия поощрения и наказания.

Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение.
Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.

Наказание — метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения
По словам, А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий, не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их
Затем мы обсудили, нужно ли наказывать ребёнка? За что, и каким должно быть наказание?
Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок, это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его.
Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит, что насилие является приемлемым выражением своего гнева.
Постоянно объясняйте подростку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в школе, и в обществе. Большой вред взаимопониманию детей и взрослых наносит то, что можно назвать злопамятностью: затяжные обсуждение проступков, частые напоминания о прошлых грехах. Когда к нынешнему проступку «прицепляют» все предыдущие, то пользы не будет. Устраивая многочисленные обсуждения конфликтов, взрослые создают вокруг ребёнка атмосферу недоверия.
Замещающие родители были ознакомлены с

правилами воспитательных мер:
1. Возьмите за правило никогда не оставлять безнаказанными нарушение детьми ваших установок и ограничений. Если он почувствует, что в каких – то случаях ему это может сойти с рук, он будет часто вести себя недозволенным образом.
2. Не грозите ему определённым наказанием за провинность, если не сможете исполнить свою угрозу – он просто перестанет воспринимать вас всерьёз.
3. Не проявляйте излишнего внимания к плохому поведению ребёнка, т.к. это только раззадоривает его. Важно сказать в этом случае какое наказание уместно за проступок.
— Какие наказания используете вы?
(осуждение, ограничение, лишение, возмещение)
Затем мы обсудили, как  установить разумные ограничения:
1. Чёткая формулировка ограничений. Ограничения будут действовать более эффективно, если они имеют конкретный характер и выдержаны в позитивном, а не негативном тоне. Например, фраза «Не клади одежду на диван» оставляет возможность ребёнку бросить одежду в другом месте. Гораздо яснее будет «Разденься и отнеси одежду в свою комнату».
2. Соответствие ограничений возрасту.
По мере взросления ребёнка, правила и ограничения нужно пересматривать.
Правила должны учитывать и опыт ребёнка.
3. Ограничения не должны ущемлять достоинства
Ограничения не должны поселить в детях чувство безнадёжности и отчаяния, ненависти к взрослому человеку.

  1. Ограничения должны быть выполнимыми.
    Прежде чем сформулировать общее правило, подумайте, каким образом вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Когда вы придумываете правила, выполнение которых не сможете или не будете контролировать, вы даёте детям возможность не обращать на эти правила никакого внимания.
    Если запрет будет нарушен, то существуют два основных типа мер воздействия:
    • Лишение. Запретите ребёнку на короткое время делать то, в чём он перешёл всякие границы (смотреть телевизор, общаться с друзьями, ходить гулять).
    • Возмещение. Если нанесён какой – то урон, он должен быть возмещён или сведён к минимуму.

А как же правильно хвалить?
Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать.

Если ребенок понимает наши слова, свое поведение, наше поведение, значить мы выстроили правильные гармоничные  взаимоотношения и способствуем развитию положительной личности ребенка!

 

 

Подготовила педагог-психолог

ГУСО НСРЦ «Гарант»

Макарьевская С.Н.