Как выйти из конфликтной ситуации?

Как выйти из конфликтной ситуации

  1. Чтобы уменьшить напряжение, необходимо не замыкаться на собственном состоя­нии (например, на своей обиде) или своих мыслях. Надо попытаться настроиться на партнера, мысленно встать на его место и представить,  какие события привели его в это состояние. Глядя в глаза партнеру,  следя за изменениями его лица, позы, положе­ния рук, постарайтесь ощутить, как бы вы сами себя чувствовали и как бы действовали в этом состоянии.
  2. Дать «агрессору» выговориться. Это позволит ему разрядить напряжение,  снимет его агрессивный заряд и облегчит дальнейший контакт. Конечно,  необходимо и очень внимательно выслушать все сказанное.
  3. В случае агрессивного нападения наилучший эффект даст неожиданность вашей ре­акции. Посмотрим, чего ожидает «агрессор». По его «сценарию» вы должны либо «от­ветить тем же», то есть впасть в раздражение, гнев, накричать в ответ и т. п., либо, испу­гавшись, уступить, признать поражение. Чтобы избежать такого развития событий, ваша задача — не обеспечить ожидаемого результата. Типичной в конфликте является реакция агрессии или страха; обиженный либо нападает, либо «сдается». Гораздо це­лесообразнее использовать эхо-технику и «вернуть» партнеру его высказывание, полностью сохраняя самообладание и вежливость. В результате снижается напряжение, партнер ощущает ваше уважение и интерес к нему, а вы получаете полную информа­цию о причинах конфликта и возможность что-то объяснить.
  4. Скажите партнеру о том впечатлении, которые произвели его слова, о том состоя­нии, в которое они вас привели, искренне, прямо, неделикатно, не затрагивая личность обидчика, а говоря именно о том воздействии, которое ощутили вы. Например, не сто­ит говорить: «Вы грубиян» или «Вы мне грубите», а лучше сказать: «Меня обижают ва­ши слова», «Я огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
  5. Иногда полезно также обозначить эмоциональное состояние партнера, например: «Мне кажется, вас это очень огорчает».
  6. Дайте понять партнеру, что вы уважаете его личность и ощутить его значимость, ценность его суждений и мнений.
  7. Обращайтесь к фактам, аргументируйте свою точку зрения.
  8. Увидев правоту партнера, признайте свою ошибку и предложите выход из ситуации.
  9. Используйте юмор (а не иронию). Это хороший способ снять напряжение.
  10. Подчеркните свою близость с собеседником, найдите что-то общее между вами.
  11. Выработайте собственную стратегию поведения в конфликте. Прежде всего, уже осознание такой  возможности способно помочь само по себе.
  12. Кроме того, можно отвлечься в трудный момент от мыслей о себе, переключить мысли на другую тему, а также проанализировать, почему человек нападает, чего он добивается.
  13. Иногда уступка партнеру поможет избежать унижения и чувства вины.
  14. Попытайтесь посочувствовать «агрессору», попытавшись понять причины, побу­дившие его вступить в конфликт.

 

                                                                                               Составила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.