АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ.

Набрана очередная группа кандидатов в приемные родители по «Школе приемных родителей». Новые волнения и специалистов, и будущих родителей. Возникают новые вопросы, которые многих интересуют, звучат старые.

Очень актуальной темой на протяжении всех выпусков приемных родителей, является тема по адаптации ребенка в приемной семье. На эту тему 14.0.021 г была проведена консультация.

Принятие ребенка в семью – это серьезное испытание для всех ее членов, ведь у замещающих родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться.

До появления в семье приемного ребенка большинство замещающих семей уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, которые могут возникнуть.

Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это свойственно тем родителям, которые были успешны в воспитании собственных детей и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье.

Но не все так просто, как хотелось бы.

Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой  достаточно сложный процесс, так предполагает притирание обеих сторон друг к другу и возникновение «новой семьи».

Адаптация у всех проходит по-разному, и иногда может занимать около года. Статистика показывает, что многие приемные родители, столкнувшись с трудностями, именно на этом этапе, хотят вернуть детей обратно.

Психологическая адаптация ребенка в семье – это включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли ребенка, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективного и конструктивного взаимодействия.

Психологическая адаптация родителей – это принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка, становление родительской позиции, формирование привязанности.

 На процесс адаптации, а затем и воспитания ребенка в приемной семье оказывают влияние такие факторы:

1) возраст приемных детей и имеющийся у них жизненный опыт;

2) мотивация замещающих родителей;

3) возраст и жизненный опыт замещающих родителей;

4) ожидания потенциальных родителей и реальность.

Жизненный путь, пройденный ребенком до усыновления, во многом определяет особенности его психологической адаптации к новой семье.

Чем старше ребенок, попадающий в замещающую семью, тем больше трудностей может возникнуть у новых родителей с его воспитанием.

Мотивы замещающих родителей могут быть разными:

—         мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода;

—         мотив обретения «смысла жизни»;

—          мотив преодоления одиночества;

—         альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий  развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома;

—         мотив замены  утраты собственного ребенка;

—         мотив стабилизации супружеских отношений;

—        мотив улучшения материального и жилищного положения;

Мотивы бывают конструктивными и деструктивными, способствующими или препятствующими нормальному воспитанию ребенка в замещающей семье. Замещающим родителям очень важно понимать, почему они хотят взять в семью ребенка из детского дома и адекватно оценивать свои силы и возможности.

Важно помнить, что обычно завышенные ожидания часто приводят к разочарованиям. Поэтому замещающие родители не должны предъявлять завышенных непосильных требований к ребенку, не ждать, что он в одночасье воплотит все планы и надежды, связанные с ним.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, имеющие недостатки в психическом, интеллектуальном развитии, обладающие негативным прошлым опытом воспитания в кровной семье, пережившие насилие и жестокое обращение, лишенные материнской ласки и заботы.

Основная задача замещающих родителей — помочь ребенку «переработать» свой травматический опыт, помочь преодолеть негативные тенденции в развитии, помочь раскрыть все свои внутренние ресурсы и личностный потенциал, дать позитивный опыт и модель проживания в семье. И только дав все это ребенку, приемные родители могут рассчитывать и на любовь с его стороны, и на привязанность, и на благодарность, и на воплощение собственных ожиданий в отношении детей.

Вот для этого и создана, и работает Школа приемных родителей.

Подготовила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.