АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ.
Набрана очередная группа кандидатов в приемные родители по «Школе приемных родителей». Новые волнения и специалистов, и будущих родителей. Возникают новые вопросы, которые многих интересуют, звучат старые.
Очень актуальной темой на протяжении всех выпусков приемных родителей, является тема по адаптации ребенка в приемной семье. На эту тему 14.0.021 г была проведена консультация.
Принятие ребенка в семью – это серьезное испытание для всех ее членов, ведь у замещающих родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться.
До появления в семье приемного ребенка большинство замещающих семей уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, которые могут возникнуть.
Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это свойственно тем родителям, которые были успешны в воспитании собственных детей и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье.
Но не все так просто, как хотелось бы.
Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой достаточно сложный процесс, так предполагает притирание обеих сторон друг к другу и возникновение «новой семьи».
Адаптация у всех проходит по-разному, и иногда может занимать около года. Статистика показывает, что многие приемные родители, столкнувшись с трудностями, именно на этом этапе, хотят вернуть детей обратно.
Психологическая адаптация ребенка в семье – это включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли ребенка, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективного и конструктивного взаимодействия.
Психологическая адаптация родителей – это принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка, становление родительской позиции, формирование привязанности.
На процесс адаптации, а затем и воспитания ребенка в приемной семье оказывают влияние такие факторы:
1) возраст приемных детей и имеющийся у них жизненный опыт;
2) мотивация замещающих родителей;
3) возраст и жизненный опыт замещающих родителей;
4) ожидания потенциальных родителей и реальность.
Жизненный путь, пройденный ребенком до усыновления, во многом определяет особенности его психологической адаптации к новой семье.
Чем старше ребенок, попадающий в замещающую семью, тем больше трудностей может возникнуть у новых родителей с его воспитанием.
Мотивы замещающих родителей могут быть разными:
— мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода;
— мотив обретения «смысла жизни»;
— мотив преодоления одиночества;
— альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома;
— мотив замены утраты собственного ребенка;
— мотив стабилизации супружеских отношений;
— мотив улучшения материального и жилищного положения;
Мотивы бывают конструктивными и деструктивными, способствующими или препятствующими нормальному воспитанию ребенка в замещающей семье. Замещающим родителям очень важно понимать, почему они хотят взять в семью ребенка из детского дома и адекватно оценивать свои силы и возможности.
Важно помнить, что обычно завышенные ожидания часто приводят к разочарованиям. Поэтому замещающие родители не должны предъявлять завышенных непосильных требований к ребенку, не ждать, что он в одночасье воплотит все планы и надежды, связанные с ним.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, имеющие недостатки в психическом, интеллектуальном развитии, обладающие негативным прошлым опытом воспитания в кровной семье, пережившие насилие и жестокое обращение, лишенные материнской ласки и заботы.
Основная задача замещающих родителей — помочь ребенку «переработать» свой травматический опыт, помочь преодолеть негативные тенденции в развитии, помочь раскрыть все свои внутренние ресурсы и личностный потенциал, дать позитивный опыт и модель проживания в семье. И только дав все это ребенку, приемные родители могут рассчитывать и на любовь с его стороны, и на привязанность, и на благодарность, и на воплощение собственных ожиданий в отношении детей.
Вот для этого и создана, и работает Школа приемных родителей.
Подготовила педагог-психолог
Макарьевская С.Н.