ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ.

До настоящего момента нет ясности до конца, откуда же берется тревожность, каковы же причины ее возникновения. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

С родителями детей, состоящими на учете в ПДН 20.07.2021 г была проведена консультация «Методы борьбы с тревожностью» по программе «Правильный выбор»

 

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

По мнению психологов Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова, тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Критерии определения тревожности у ребенка

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Работа с тревожным ребенком

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Правила работы с тревожными детьми

  1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивать ребенка с окружающими.
  3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращаться к ребенку по имени.
  6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
  7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
  8. Быть последовательным в воспитании ребенка.
  9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижать ребенка, наказывая его.

 

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

 

Подготовила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.