ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА
ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА.
17 февраля 2020 года прошла наша очередная встреча с участковыми специалистами. Для них была проведена лекция «Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка». Это специалисты, которые вкладывают всю душу в своих клиентов, ежедневно встречаются с ними, решают их проблемы, связанные не только со взрослыми, но и с детьми.
Сегодня семья переживает серьезный кризис. Утрачены многие семейно-нравственные позиции, изменилось отношение родителей к детям. Нарушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными. Родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Специалисты социальной сферы часто сталкиваются с проблемами трудных семей, с трудными жизненными ситуациями. Где как следствие сложных семейных взаимоотношений нарушено поведение детей.
Вначале нашего занятия участники были ознакомлены с проявлениями поведения неправильного семейного воспитания по возрастам.
В младшем школьном возрасте дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство; капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
В среднем школьном возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания.
Затем мы обсудили такие аспекты трудного поведения детей как: непослушание, агрессивность, гнев, упрямство, каприз, гиперактивность, замкнутость, драчливость, воровство, ложь, утрата. Были рассмотрены причины такого поведения, и как с этим бороться. Очень важным являются не нотации, а построение доверительных отношений, педагогические методы воспитания, достаток внимания, поддержка, учитывание особенностей ребенка: его характер, индивидуальность, разбор каждой конкретной ситуации,
/Составила педагог-психолог
Макарьевская С.Н./