Что нужно знать о суицидальном поведении подростка.
Что нужно знать о суицидальном поведении подростка.
В соответствии с планом по профилактике суицида с родителями детей, состоящих на учете в ПДН, 16.02.2021 г. была проведена консультация «Суицидальное поведение подростков». Эта очень актуальная тема. Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.
И очень важно, чтобы родители были информированы об этом явлении.
Мы рассмотрели разновидности суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное поведение. При демонстративном поведении подросток хочет привлечь к себе и своим проблемам внимание, при аффективном — в основе лежат яркие эмоции, подросток импульсивно пытается покончить свою жизнь, но четкого плана у него нет. При истинном суицидальном поведении, суицидент продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий.
На занятии были проанализированы причины суицида:
Отсутствие зрелого понимания смерти
Нет в обществе признанной идеологии
Раннее начало половой жизни
Психические состояния
Физическое состояние
Дисгармоничные отношения в семье
Саморазрушаемое поведение у подростков
Школьные отношения
Материальные и бытовые трудности.
Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.
Какие же подростки, предрасположены к суициду
Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:
— неудачная (незаконченная) попытка самоубийства ;
-аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
-самоубийства среди родственников;
-алкоголизм и наркомания
-суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
-подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
-депрессивные состояния, особенно затяжные;
-сверхкриктика к самому себе;
-наличие хронических или смертельных заболеваний;
-перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
-психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
-проблемы в семье (развод родителей и прочее);
-ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).
Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что определить суицидальное поведение не представляет особой сложности .В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.
Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:
- беседа с ребенком;
- постоянное наблюдение за подростком;
- сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
- психологические тесты.
В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:
- меня не любят;
- я не нужен, я бесполезный человек;
- я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
- жизнь бессмысленна;
- прощайте (это был мой последний визит);
- не желаю жить;
- я умираю;
- я не способен это выносить.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
- Словесные признаки.
Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»; косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
- Поведенческие признаки.
Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — есть слишком мало или слишком много;
— во сне — спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — стать неряшливым;
— в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
может замкнуться от семьи и друзей;
— быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
-проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
Какие цели преследуют подростки – суициденты:
- Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
- Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
- Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
- Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
- Отказ.Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).
В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.
Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:
- беседа с ребенком;
- постоянное наблюдение за подростком;
- сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
- психологические тесты.
В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:
- меня не любят;
- я не нужен, я бесполезный человек;
- я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
- жизнь бессмысленна;
- прощайте (это был мой последний визит);
- не желаю жить;
- я умираю;
- я не способен это выносить.
Профилактика
Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).
Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЗРОСЛЫМ.
Выявление признаков суицидального поведения
Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).
Восприятие суицидента как личности
Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.
Заботливые взаимоотношения
В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.
Умение внимательно слушать
Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.
Спорам – нет
Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.
Умение спрашивать
В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» — человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.
Участие, а не утешение
Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.
Предложение конструктивных подходов
Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.
Вселение надежды
Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.
Борьба с одиночеством
Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.
Помощь специалистов
Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.
Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка
Составила педагог-психолог
ГУСО НСРЦ «Гарант»
Макарьевская С.Н.