«Роль семьи в эмоционально-личностном развитии ребенка»

«Роль семьи в эмоционально-личностном развитии ребенка»

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д.

Родителям  важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.

Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка.

Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки:

«Сильные люди не плачут», «Думай только о себе, не жалей никого», «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)», «Дурачок ты мой!»,  «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…», «Не будешь слушаться — заболеешь!», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Сколько сил мы тебе отдали, а ты…»,  «Не твоего ума дело…», «Бог тебя накажет!..», «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет», «Не верь никому,обманут!..», «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!», «Ты всегда это делаешь хуже других…», «Ты всегда будешь грязнулей!», «Женщина глупее мужчины…», «Ты плохой!», «Будешь букой — один останешься» и т.д.

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Влияние негативной установки:

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм,   неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя,  неуверенность в своих силах,  страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению, скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей,  конфликтность,  чувство вины,  рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей, нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

Защитой против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например,  «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути? Проанализируйте, какие оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь переводить  их в позитивные,  развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Позитивные установки:

«Поплачь — легче будет», «Сколько отдашь — столько и получишь», «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!», «В тебе все прекрасно…», «Какое счастье, что ты у нас есть!», «Каждый сам выбирает свой путь», «Ты всегда будешь здоров!», «Что посеешь, то и пожнешь», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Твое мнение всем интересно»,«Бог любит тебя!», «Кушай на здоровье!», «Выбирай себе друзей сам…», «Как ты относишься к людям, так и они к тебе», «Как аукнется, так и откликнется», « Каждый может ошибаться! Попробуй еще!», «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!», «Чистота — залог здоровья», «Все зависит от человека…», «Я тебя люблю любого…», «Люби себя и другие тебя полюбят»,«Все в этой жизни зависит от тебя».

Как часто вы говорите детям:

«Я сейчас занят(а)…», «Посмотри, что ты натворил!», « Это надо делать не так»,  « Когда же ты научишься?», « Сколько раз я тебе говорила!», « Нет! Я не могу!», «Ты сведешь меня с ума!», « Что бы ты без меня делал!», « Вечно ты во все лезешь!», « Уйди от меня!», «Встань в угол!».

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Эти слова ласкают душу ребенка:

«Ты самый любимый!», «Ты очень многое можешь!», «Спасибо!», «Что бы мы без тебя делали?!», « Иди ко мне!», «Садись с нами!», « Я помогу тебе…», « Я радуюсь твоим успехам!», « Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость»,  «Расскажи мне, что с тобой».

Чувства вины и стыда  не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Социальный педагог

Скрипченко И.Г.