РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Дети-инвалиды имеют свои особенности, кто-то ограничения в жизнедеятельности, у кого-то ограничен рост, развитие, у некоторых снижены способности к самообслуживанию, передвижению, наблюдаются трудности в обучении, в трудовой деятельности, у некоторых не сформированы волевые качества, контроль поведения, общения. Такие дети имеют физические, социальные и психологические отличия от других, контакт с ними имеет свои особенности и трудности. Это может привести к дезодаптации в обществе. И поэтому для таких детей важно создать развивающую среду.

Теме «Организация развивающей среды в семье для ребенка-инвалида», был посвящен семинар, проведенный 13.04.2021 г. в ГУСО НСРЦ «Гарант» с родителями детей — инвалидов.

Мы раскрыли понятие, что среда – это все то, что окружает человека. В это окружение входят определенные условия, люди, другие живые организмы, т.е. средой  человека можно назвать все то, что не является частью самого человека. Отсюда следует, что в детском возрасте самую важную роль играют семья.

Следует помнить, что дети-инвалиды в будущем могут стать деятелями науки, искусства, спорта или просто хорошими, добрыми людьми с собственной личной и семейной жизнью. Нужно всегда думать позитивно родителям и настраивать на эту волну детей. Существует множество примеров, когда человек с ограниченными способностями достигал высоких вершин в разных областях человеческой деятельности. Приведем пример из нашей жизни. Максима Ситникова также в детстве приковала к инвалидной коляс​ке мышечная дистрофия. Это не помешало ему овладеть 25 языками и работать переводчиком, вести свою рубрику в «Марийской правде» и стать депутатом районного собрания Ма​рий Эл. Он же инициатор первого брачного агент​ства в республике, был управляю​щим директором десяти малых и средних частных предприятий.

И это не единственный пример того, как человек научился жить со своим ограничением. Главное – это отношение и вера в то, что он способен на большее. Задачей взрослых становится формирование этих черт у ребенка, который вполне может стать сильнее и успешнее многих здоровых людей. Но для этого нужно создать развивающую среду.

Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома.

  1. Важно научить ребенка заниматься за столом.
  2. Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, если нужно, подкрепляя свои слова жестами.
  3. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, помогите в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.
  4. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.
  5. Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Но совсем прекращать занятия нельзя!
  6. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, поддерживая и поощряя.
  7. Даже если вы от природы молчаливы – всё равно говорите с ребенком. Разговаривать с ребенком надо во время всех видов деятельности (когда готовим, одеваемся, гуляем и т.д.) Говорите о том, что видите, что делаете, что делает ребенок, что делают другие.

 

Рекомендации родителям по созданию развивающей среды:

-оформление комнаты, продумывание мебели;

— пополняйте  библиотеку теми направлениями, которые нравятся ребенку;

— занятия фотографией;

— придумывание сказок, рассказов, сочинение стихов;

-проведение  исследований, экспериментов;

-выявление творческих способностей;

-пение, танцы;

-изучение литературы, истории;

-общение с родными, с особенными творческими людьми;

наличие подходящих игр и игрушек, пособий, литературы.

 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать в общении с детьми-инвалидами.

1.НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВАМИ.

Отношение к себе как к человеку, который хуже других, становится одной из основных проблем таких детей. Причиной является взгляд взрослых на них как на «несчастных и больных».

Позволяйте ему ощущать себя равным по отношению к другим детям. Старайтесь поменьше говорить о его инвалидности. Формируйте в себе отношение к ребенку как к обыкновенному человеку, у которого просто другой образ жизни.

2.ИНОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Для того чтобы избежать формирования в ребенке зависимости от окружающих и развить самостоятельность, нужно объяснить ему, чтобы он воспринимал свою жизнь не как безнадежно испорченную, а как иную. Для начала стоит растолковать, что он ничем не отличается от «нормальных», просто ряд особенностей вынуждает жить по-другому.Человек с ограниченными способностями имеет не все «приспособления», которые есть у других людей (глаза, ноги, руки и так далее). Но это не должно мешать его самостоятельности, так как он не больной, просто ведет иной образ жизни.

Для детей – инвалидов  важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, поддержке.

При организации занятий важно учитывать возможности ребенка, его особенности. Нужна доступность, систематичность. И обязательно полноценно общайтесь. Поэтому обязательно находите время, запасайтесь терпением и хорошим настроением, и занимайтесь с ребенком! И тогда обязательно будут успехи!

Подготовила педагог-психолог

ГУСО НСРЦ «Гарант»

Макарьевская С.Н.