Особенности работы с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра

Стационарное отделение ГУСО НСРЦ «Гарант» призвано решать задачи реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В отделение принимаются дети из неполных, многодетных семей, опекаемых  и других.

Каждый ребенок, поступивший в отделение, психологически травмирован. Это и последствия жизни в  неблагополучной семье, и опыт «уличной» жизни, школьная дезадаптация и другой негативный опыт. Многим  детям не хватает внимания, поддержки, понимания со стороны взрослых, а именно доверительных бесед, разговора «по душам».

Дети могут проживать в отделении от 1 месяца до  3, в некоторых случаях и более, до разрешения трудной ситуации.  С 2005  года по настоящее время более 2760 детей прошли через наше стационарное отделение. В нашем учреждении дети обеспечены необходимыми помещениями для занятий, сна, гигиенических процедур и отдыха; одеждой и обувью по сезону и возрасту; пятиразовым питанием с соблюдением всех норм.

Поставленные перед нами задачи решаем посредством организации работы всех специалистов  отделения, их плодотворного взаимодействия. Для достижения задач придерживаемся следующих правил: правильное планирование работы, справедливые требования к коллегам, вовремя принятые решения, теплая домашняя обстановка для ребенка, терпеливое отношение, любовь к ребенку и вера в него. Все мероприятия  направлены на восстановление утраченных ребенком связей, восстановление прав. Достижение результатов идет через организационную деятельность педагогов, для которых  заведующей отделением,  медицинскими работниками, психологом проводятся методические совещания. Организуются среди специалистов разработки проектов, участие в конкурсах, как взрослых, так и детей. Планируются и проводятся открытые занятия у педагогов, отчетность по самообразованию, освещение деятельности отделения в СМИ. За последние десять лет в отделение принято 19  молодых специалистов, всем была оказана помощь в адаптации к нашим трудным условиям и дальнейшей работе. Главное в работе с детьми – это обеспечение безопасности их жизни, укрепление их здоровья. Ребенок в группе проходит полный курс оздоровительных мероприятий: медицинский осмотр, получает сбалансированное, рациональное питание, витамины, проходит диспансеризацию, по показаниям пролечивается в лечебных учреждениях. А также в целях безопасности организуются беседы – инструктажи по пожарной безопасности, по правилам поведения на открытых водоемах, в общественных местах, на дороге, на природе, в быту, по профилактике вредных привычек.

Приоритетной задачей является привитие здорового образа жизни  через общественно-полезный труд, соревнования, презентации, занятия, спортивные праздники, идеологическую работу.

Труд и трудолюбие должны быть заложены в семье. Но не всегда это происходит, отсюда проблемы в трудовом воспитании. В отделении воспитание трудовых навыков начинается с малого – приучаем умываться, самостоятельно и аккуратно одеваться, убирать свое жилое помещение. В процессе работы приучаем к различным видам труда – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной, работа в кружках, постепенно вызывает интерес у ребенка, и он приобретает положительное отношение к труду, овладевает многими навыками и умениями.

Воспитатели учат детей соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека, принимать людей себе равными (дети очень часто ссорятся, обижают друг друга), организуют мероприятия, направленные на формирование бесконфликтного поведения (беседы, лекции, презентации, игры), занятия с психологом (групповая и индивидуальная работа, коррекционные занятия).

Ребята получают помощь при  решении проблем обучения в школе, посещении учреждений дополнительного образования. Чтобы в дальнейшем ребенок развивался и совершенствовался, необходимо развитие у него познавательного процесса, любознательности. Эти качества помогают воспитанникам в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научиться находить выход из трудной жизненной ситуации. Формирование таких качеств идет на викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, тематических занятиях, в клубной деятельности и т.д. В отделении работает 12 кружков: «Хозяюшка», «Торцевание», «Волшебный квиллинг», «Этот удивительный песок», «Волшебная пряжа», «Теннис», «Столярная мастерская», «Рукоделие», «Мукосолька», «Веселые краски», «Театральный», «Грация», руководители которых разработали программы дополнительного образования и ведут занятия, согласно календарному плану. Ребятам организуется содержательный досуг, который включает в себя экскурсии, походы, посещение библиотеки и музея, мероприятий на городской площади, участие в конкурсах, выставках кружковых работ, праздники: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День семьи, Праздник осени, День матери, а в летний период ежедневно мероприятия, требующие подготовки, предварительной работы с детьми. Ребята становятся более организованными, усидчивыми, учатся правильно распределять свободное от учебы время и с пользой проводить его. Кругозор воспитанников расширяется через посещение ими культурно-досуговых учреждений, поскольку именно так можно передать и получить большой объем информации. Например, при проведении экскурсии в Нерчинский краеведческий музей воспитанники узнают историю, народные обычаи и традиции нашего края. Библиотечные уроки в детской районной библиотеке затрагивают многие значимые аспекты жизни и приучают любить и беречь книгу. Кроме того, посещение культурно-досуговых учреждений помогает вырабатывать и прививать такие положительные привычки, как правильное поведение в общественных местах. Всегда с удовольствием соглашаемся на встречи или организуем их сами с авторами книг (так, например, в прошлом году нас посетили редакция журнала «Годы и люди», состоялась беседа и презентация новой книги, получили от них в подарок много книжек), комиссаром военкомата, атаманом Нерчинской  казачьей станицы и  другими. Часто посещаем кинотеатр «Нерча», выездные цирки, аттракционы.

Привлекая воспитанников к участию в социально-ориентированных акциях, решается одна из важнейших задач по развитию нравственных качеств: «Окна Победы», «Письмо солдату», «Помоги ветерану», «Флаг России», «Аллея славы», уход за могилой ветерана. Участие в акциях и конкурсах не только позволяет правильно и последовательно формировать детский коллектив, но и предоставляет возможность каждому воспитаннику почувствовать меру ответственности за выполняемые дела и поручения. У детей повышается чувство собственной значимости и востребованности. И, самое главное, дети  расширяют рамки общения.  Эти и многие  другие перечисленные мероприятия позволяют повышать эффективность реабилитации детей, востребованность в которой очевидна.

Вся информация о проведенных мероприятиях размещается на сайте учреждения и в социальных сетях.

 

Заведующая отделением Суслова Н.Л.