ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Под жестоким обращением понимается умышленное или неосторожное обращение, или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам и нарушению благополучия ребенка.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: в результате преступных посягательств погибают дети, а у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально — дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. Нарушения, возникающие в результате насилия, затрагивают все уровни функционирования ребёнка. Это могут быть травмы, психические нарушения, острые переживания страха, тревоги, депрессивные состояния, а также нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

В стационарное отделение попадают несовершеннолетние от 3 до 18 лет. Контингент детей, поступивших в учреждение для прохождения курса реабилитации значительно широк, социальный статус большинства крайне тяжел. Это дети из социально — незащищенных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Есть дети, которые пережили жестокое обращение, в том числе сексуального характера со стороны родителей.

В целях профилактики жестокого обращения и насилия среди несовершеннолетних педагогом – психологом, соц. педагогом, воспитателями проводятся   практические занятия:  «Барьеры непонимания», «Письмо признания матери», «Я уникальная личность»;  беседы, тренинги: «Влияние и противостояние влиянию», «Одиночество – одна из причин жизненных ситуаций», «Дружба – главное чудо», «Спасибо, нет!», «Жизнь одна»; просмотр социальных видеороликов «Мы за жизнь!», Сделай правильный выбор» «, «Гнев и агрессия. Причины возникновения гнева, агрессии и ситуаций, при которых они возникают», «Правила безопасного интернета», «Жизнь без насилия», классные часы: «Мы в ответе за свои поступки», «Нецензурная брань. Как с ней бороться», «Как не стать жертвой преступления», «Прежде чем сделать, подумай!»; лекции: Виды наказаний», «Твои права и обязанности», «От проступка к преступлению. Как не стать соучастником преступления» и т.д.

Мероприятия проводятся 1 раз в месяц с продолжительностью 40 минут в доступной для детей форме с использованием наглядных пособий, мультимедийного оборудования и  строятся на следующих принципах: личностно-ориентированный, гуманистический подход, доступность, открытость и добровольность, системность и стабильность, конфиденциальность, профессиональная этика, уважение прав и свобод личности. На этих мероприятиях дети получают информацию о своих   правах и обязанностях, где и у кого могут получить помощь. Информация о Всероссийском телефоне доверия размещена на стенде, с воспитанниками  регулярно проводятся беседы,  активно участвуем в акциях  Детского телефона  доверия. А так же  имеется ящик «Почты доверия», в который дети могут написать свою информацию по возникшей проблеме.

В рамках межведомственного взаимодействия проводится совместная работа с инспектором ПДН. Просматриваются фильмы, ролики социальной рекламы, проводятся беседы по профилактике жестокого обращения и насилия среди несовершеннолетних.

Благодаря слаженной работе специалистов отделения и привлеченных сотрудников органов  учреждений систем профилактики  у воспитанников формируются умения распознавать насилие. Дети обучаются способам реагирования в ситуации насилия, формируется ненасильственное поведение среди сверстников. Появляется осведомленность о способах получения помощи и поддержки в случаях насилия.

 

Социальный педагог стационарного отделения Скрипченко И.Г.