Кризисные состояния у детей и подростков.
Кризисные состояния у детей и подростков.
18 декабря 2020г по профилактике суицида онлайн родителям была проведена консультация «Кризисные состояния у детей и подростков»
Кризисных ситуации в жизни ребенка очень много. Это может быть адаптации к садику, к школе, либо изменения в семье, либо развод, либо появление нового члена семьи, возможно утрата кого-то из членов семьи, это возрастные новообразования. И многое другое.
Именно изменения в поведении сигнализируют о кризисных обстоятельствах, дают знать о депрессивном состоянии ребенка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения подростка.
Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;
- ухудшение или улучшение аппетита;
- беспричинная нервозность;
- признаки постоянной усталости;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
- отказ от социальной активности, от совместных дел;
- излишний риск в поступках;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
- необычные вспышки раздражительности;
- усиленное чувство тревоги;
- выражение безнадежности;
- приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;
- отсутствие планов на будущее.
Чтобы найти конструктивный способ разрешения кризиса, сначала нужно иметь верную картину действий и побуждений кризисной личности.
Что можно предложить в качестве помощи такому ребенку?
Как один из вариантов: работа в зоне ближайшего развития ребенка.
- На первом этапе — восстановление нормального психологического состояния.
- защита и поддержка. Освобождение от чувства безнадежности.
- Дать возможность ребенку выразить чувства и потребности
- Анализ его соматического состояния, качества его настроения, его поведения и общего психологического состояния.
На втором этапе отреагирование своего состояния.
Направления деятельности на этом этапе:
- Развивать у ребенка умение слушать других (в том числе навыки активного слушания).нуно
- Учить адекватно выражать свою точку зрения.
- Формировать умение принимать решения, приходить к компромиссу.
- Учить аргументировать и отстаивать свои решения.
- Формировать навыки поиска социальной поддержки (умение просить о помощи, выражать благодарность).
- Развивать психологическую лабильность в конфликтной ситуации, расширять «палитру» реагирования.
Формирование положительного самоотношения.
- Работа с семьей (начинается с самого начала работы с ребенком)
- Поиск интересующих ребенка занятий, возможность попробовать себя в новых видах деятельности.
- 3акрепление новых форм поведения в ситуации, приближенной к учебной.
Подростковый кризис по-разному проявляется и принимает иногда самые неожиданные для родителей формы. Родители ищут причину вовне, не задумываясь, что корни могут лежать внутри их взаимоотношений с ребенком. В работе с такими случаями необходимо оказывать поддержку не только самому ребенку, но и родителям.
Для того чтобы помочь подростку пережить кризис, помогут следующие рекомендации:
- Взрослым надо четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять.
- Подросток должен честно рассказать о том, что происходит с ним, о своих страхах и постараться сделать так, чтобы ему поверили. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения.
- Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
- Подросток должен объяснить родителям, что нуждается в том, чтобы они выслушали его, но не давали советов, пока он сам не попросит их этом.
- Взрослым необходимо понять, что подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком — и в дальнейшем развитие его новых, конструктивных форм поведения.
Дети охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые бы заботились о них и помогали планировать дальнейшую жизнь.
Подготовила педагог-психолог
Макарьевская С.Н.