Кризисные состояния у детей и подростков.

Кризисные состояния у детей и подростков.

18 декабря 2020г по профилактике суицида онлайн родителям была проведена консультация «Кризисные состояния у детей и подростков»

Кризисных ситуации в жизни ребенка очень много. Это может быть адаптации к садику, к школе, либо изменения в семье, либо развод, либо появление нового члена семьи, возможно утрата кого-то из членов семьи, это возрастные новообразования. И многое другое.

Именно изменения в поведении сигнализируют о кризисных обстоятельствах, дают знать о депрессивном состоянии ребенка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения подростка.

Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;
  • ухудшение или улучшение аппетита;
  • беспричинная нервозность;
  • признаки постоянной усталости;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • отказ от социальной активности, от совместных дел;
  • излишний риск в поступках;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
  • необычные вспышки раздражительности;
  • усиленное чувство тревоги;
  • выражение безнадежности;
  • приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;
  • отсутствие планов на будущее.

Чтобы найти конструктивный способ разрешения кризиса, сначала нужно иметь верную картину действий и побуждений кризисной личности.

Что можно предложить в качестве помощи такому ребенку?

Как один из вариантов: работа в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. На первом этапе — восстановление нормального психологического состояния.
  • защита и поддержка. Освобождение от чувства безнадежности.
  • Дать возможность ребенку выразить чувства и потребности
  • Анализ его соматического состояния, качества его настроения, его поведения и общего психологического состояния.

На втором этапе  отреагирование своего состояния.

Направления деятельности на этом этапе:

  • Развивать у ребенка умение слушать других (в том числе навыки активного слушания).нуно
  • Учить адекватно выражать свою точку зрения.
  • Формировать умение принимать решения, приходить к компромиссу.
  • Учить аргументировать и отстаивать свои решения.
  • Формировать навыки поиска социальной поддержки (умение просить о помощи, выражать благодарность).
  • Развивать психологическую лабильность в конфликтной ситуации, расширять «палитру» реагирования.

Формирование положительного самоотношения.

  1. Работа с семьей (начинается с самого начала работы с ребенком)
  2. Поиск интересующих ребенка занятий, возможность попробовать себя в новых видах деятельности.
  3. 3акрепление новых форм поведения в ситуации, приближенной к учебной.

Подростковый кризис по-разному проявляется и принимает иногда самые неожиданные для родителей формы. Родители ищут причину вовне, не задумываясь, что корни могут лежать внутри их взаимоотношений с ребенком. В работе с такими случаями необходимо оказывать поддержку не только самому ребенку, но и родителям.

Для того чтобы помочь подростку пережить кризис, помогут следующие рекомендации:

  1. Взрослым надо четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять.
  2. Подросток должен честно рассказать о том, что происходит с ним, о своих страхах и постараться сделать так, чтобы ему поверили. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения.
  3. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
  4. Подросток должен объяснить родителям, что нуждается в том, чтобы они выслушали его, но не давали советов, пока он сам не попросит их этом.
  5. Взрослым необходимо понять, что подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком — и в дальнейшем развитие его новых, конструктивных форм поведения.

Дети охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые бы заботились о них и помогали планировать дальнейшую жизнь.

Подготовила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.