В НОВОМ ФОРМАТЕ.
В НОВОМ ФОРМАТЕ.
Обучение в «Школе приемных родителей» в связи со сложившейся обстановкой по коронавирусу теперь у нас в ГУСО НСРЦ «Гарант» проходит в онлайн- режиме. Эту школу проходят не только кандидаты в приемные родители нашего города и района, но и близ лежащих городов. В последнем выпуске обучались приемные родители с г.Сретенска.
Кроме рассмотренных по программному содержанию вопросов, основном запросом этого выпуска, была актуальная тема, касающаяся конфликтных ситуации.
Мы рассмотривали с участниками, каковы же основные причины нарушений в поведении приемных детей и возникновении конфликтных ситуаций :
- Борьба за внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия ребенка. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание.
- Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям взрослых.
- Желание мщения:
— чрезмерное проявление любви- сравнение со старшими и младшими братьями и сестрами;
— унижение друг друга членами семьи;
— алкоголизм родителей или одного из них;
— несправедливость и невыполненные обещания;
— разводы и появление нового члена семьи, отношение взрослых друг к другу. - Неверие в собственный успех, вызываемые учебными неуспехами, взаимоотношениями со свестниками в классе или с учителями.
В основном конфликты возникают у родителей с подростками, так как это сложный кризисный период.
Типы конфликтов подростков
с опекунами :
— конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
— конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
— конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
— конфликт «отцовского» авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
В случае конфликтной ситуации ребенок может вести себя демонстративно, не хочет подчиняться родителям, стремится избежать нежелательных контактов с родителями, скрывает информацию, свои действия.
Затем группа обсуждала правила предупреждения конфликтных ситуаций:
— всегда помнить об индивидуальности ребенка;
— учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
— стараться понять требования;
— помнить, что для перемен нужно время;
— проявлять постоянство по отношению к ребенку;
— предлагать выбор из нескольких альтернатив;
— совместно искать выход путем перемены в ситуации;
— ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
— использовать положительный пример;
— разъяснять возможности негативных последствий.
Какие же можно использовать способы разрешения конфликта :
- Конфликт на уровне недовольства можно снять нежностью, лаской, переключением на другую деятельность.
- В разрешении конфликта на уровне разногласия поможет юмор, шутка, способность посмотреть на ситуацию с комической стороны.
- В конфликте на уровне противодействия наиболее оптимален разумный компромисс.
- Если конфликт достиг уровня противостояния, лучше прибегнуть к помощи третьего, независимого, референтного для ребенка лица (так называемый «третейский суд»).
- Если конфликт не разрешается и с помощью «третейского суда», а достигает уровня противоборства, возможно временное расставание ( временное помещение в другую семью).
- В случае обострения противостояния в критических ситуациях в интересах ребенка допустимо жесткое принуждение, но не доводящее до полного разрыва.
В конце консультации по разрешению конфликтов кандидаты в приемные родители сделали вывод, что важно повышать свою педагогическую культуру, свои родительские компетенции, знать и учитывать возрастные особенности своих подопечных, их эмоциональные состояния, ставить общие цели, заниматься совместной деятельностью, находить интересные хобби, соблюдать традиции и возраждать новые, распределять обязанности в семье, учитывать интересы детей, прививать интерес к окружающему миру. И тогда взаимоотношения будут строиться на сотрудничестве.
Будем рады видеть новых кандидатов в приемные родители, чьи сердца готовы для приема детей, оставшихся без попечения родителей.
Подготовила педагог-психолог
Макарьевская С.Н.