Как развить речь у ребенка?

Как развить речь у ребенка?

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Так как же нам развить речь у ребенка?

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, её развитие зависит от многих причини в частности от того как мы поможем нашему ребенку.

Вы хотите, чтобы речь вашего крохи день ото дня становилась богаче, выразительнее, красивее? Значит, нужно расширять его словарный запас, и прогулка — замечательное средство для этого. Малыш видит предмет или явление и обязательно интересуется, что это, как это работает. А взрослым, чтобы развить речь у ребёнка, остается просто подробно отвечать на вопросы, можно на чуть более глубоком уровне, чем это есть в представлении малыша, но обязательно поясняя все новые детали. Не волнуйтесь, ваш малыш все поймет и запомнит!

Как же во время прогулки мы будем развивать речь? Несколько советов:

  • рассказывайте, описывайте, что окружает вас, поддерживайте интерес ребёнка к происходящему вокруг;
  • строя собственные высказывания, используйте различные части речи для обозначения предметов, их признаков, действий: каток, каталка, кататься, катящийся и т. д.;
  • делайте свою речь эмоциональной и богатой интонационно, сохраняя при этом спокойный тон, не повышая голос;
  • не опасайтесь, что малыш не поймет вас, в момент общения он учится слушать и воспринимать родную речь.

Возьмите с собой любимую книжку-листалку вашего ребёнка из комплекта «Букварь с пелёнок». Когда вы устанете гулять и присядете отдохнуть, кроха с удовольствием будет рассматривать весёлые странички и поиграет с мамой. Не забудьте похвалить и обнять малыша! Какой он у вас умница!

Приёмы, развивающие речь у ребенка младшего возраста

 

Даже обычная детская площадка дает множество возможностей для специальных упражнений по развитию связной речи. Например, ребёнок играет в песочнице и одновременно:

  • узнает однокоренные слова (песок, песочек, песчаный, песочный и др.);
  • учится употреблять их в разных формах (песка, песку, на песке и т. д.) и составлять с ними предложения;
  • строит синонимические ряды (песок мокрый, сырой, влажный);
  • пробует противопоставлять явления и использовать для их названия антонимы (песок мокрый или сухой, чистый или грязный, светлый или темный; песчинки мелкие или крупные);
  • знакомится с различными по звучанию и эмоциональной окраске словами (камень, камешек, каменюга, булыжник), обозначающие одно и то же.

Все эти игры помогают не только развить фонематический слух (способность различать и идентифицировать звуки речи), расширить словарный запас и обогатить речевую память, но и способствуют совершенствованию эмоциональной сферы ребенка.

Кроме того, в процессе игры можно:

  • учиться анализировать и делать выводы: после дождя песок мокрый, утром он сырой и холодный, а днем сухой и тёплый, потому что его высушило и нагрело солнышко; сухие песчинки легко просыпаются сквозь пальцы, а из сырого песка получаются замечательные куличики и т. п.
  • в обычной песочнице найти настоящие сокровища — палочки необычной формы, удивительной красоты разноцветные камешки.

К тому же, игры — от перевозки песка на грузовичке до строительства замка — помогают:

  • овладеть новыми словами и словесными конструкциями, получить новый субъективный опыт.

Любой уголок двора, сквера, парка становится уникальным кладезем впечатлений и возможностей для развития речи ребенка. Но развивать речь ребенка нужно не только на прогулке, но и дома, занимаясь повседневными делами, в процессе приготовления и принятия пищи, умывании, просмотра телевизора, чтения книжек, игры и т.д.  Главное  —  больше разговаривайте с ним, отвечайте на все его вопросы, поощряйте двигательную и познавательную активность малыша. Истинной наградой для вас станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка, а кроме того, привычка общаться с родителями, искренняя привязанность и восприятие старших как интересных собеседников.

 

Подготовила

логопед  Т.В. Мурзина