Формирование привязанности.

Формирование привязанности.

 

Мы в нашей работе часто сталкиваемся с неблагополучными семьям, с семьями, которые находятся в трудной жизненной ситуации. И очень часто наблюдаются сложные взаимоотношения между членами семьи, между детьми и родителями. И не редким явлением бывает нарушение эмоциональной привязанности.

 

Типы нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт:

  • Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
  • Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
  • Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
  • Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерна для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

 

Развитие привязанности  детско-родительских отношений это  длительный процесс, который начинается с первых  дней жизни ребенка и продолжается все время его взросления.

 

Эмоциональная близость и гармоничные отношения очень важны для ребенка. Это способствует формированию адекватной самооценки, чувства собственного достоинства, развитию познавательной деятельности, помогает детям усвоить общественные нормы, правила поведения, помогает выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

 

Вера Фалберг выделяет 3 способа «пробуждения» и формирования привязанности у детей, утративших или не имевших привязанность:

  • цикл «возбуждение — релаксация» (потребность — выражение протеста — удовлетворение потребности — успокоение — новая потребность — и т.д.),
  • «цикл позитивного взаимодействия» (родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно — и т.д.)
  • «цикл активного поиска помощи извне» (родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п.).

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  1. Общаясь с ребенком, обязательно устанавливайте с ним зрительный контакт.
  2. Обращаясь с просьбой, старайтесь чаще смотреть ему в глаза, ласково улыбаясь.
  3. Говорите своему ребенку о том, что вы его любите любого.
  4. Очень важен для ребенка тактильный контакт.
  5. Чаще обнимайте, целуйте ребёнка,  чтобы он чувствовал себя счастливым.
  6. Можно  одобрительно похлопать по плечу, ласково погладить, взять его за руку.
  7. Обязательно откликайтесь на просьбы ребенка о помощи.
  8. Также очень важно уметь с благодарностью принимать помощь от ребенка. Отмечайте, как важна для всей семьи и для родителей эта помощь.
  9. Добавляйте игровой момент в процесс приобщения детей к труду.
  10. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком. Пусть это будет поход в магазин, прогулка, другие домашние дела.
  11. Научитесь сами получать удовольствие от времени, проведенного вместе, и тогда эти моменты станут любимым времяпрепровождением для всех, а позже – яркими приятными воспоминаниями.
  12. Если у вас более одного ребенка, в течение дня старайтесь обязательно найти время для общения с каждым из них в отдельности.
  13. Время от времени подчеркивайте вашу с ребенком общность. К примеру, можно обсуждать, чем вы похожи.
  14. Можно придумывать общие семейные секреты.
  15. Вместе готовьте сюрпризы для других членов семьи.
  16. Степень эмоциональной близости с родителями очень важна для ребёнка.

 

 

 

                                                                                                                                                                      Подготовила

педагог-психолог

Макарьевская С.Н.