Формирование привязанности.
Формирование привязанности.
Мы в нашей работе часто сталкиваемся с неблагополучными семьям, с семьями, которые находятся в трудной жизненной ситуации. И очень часто наблюдаются сложные взаимоотношения между членами семьи, между детьми и родителями. И не редким явлением бывает нарушение эмоциональной привязанности.
Типы нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт:
- Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
- Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
- Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
- Дезорганизованная — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерна для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
Развитие привязанности детско-родительских отношений это длительный процесс, который начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается все время его взросления.
Эмоциональная близость и гармоничные отношения очень важны для ребенка. Это способствует формированию адекватной самооценки, чувства собственного достоинства, развитию познавательной деятельности, помогает детям усвоить общественные нормы, правила поведения, помогает выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.
Вера Фалберг выделяет 3 способа «пробуждения» и формирования привязанности у детей, утративших или не имевших привязанность:
- цикл «возбуждение — релаксация» (потребность — выражение протеста — удовлетворение потребности — успокоение — новая потребность — и т.д.),
- «цикл позитивного взаимодействия» (родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно — и т.д.)
- «цикл активного поиска помощи извне» (родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п.).
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Общаясь с ребенком, обязательно устанавливайте с ним зрительный контакт.
- Обращаясь с просьбой, старайтесь чаще смотреть ему в глаза, ласково улыбаясь.
- Говорите своему ребенку о том, что вы его любите любого.
- Очень важен для ребенка тактильный контакт.
- Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, чтобы он чувствовал себя счастливым.
- Можно одобрительно похлопать по плечу, ласково погладить, взять его за руку.
- Обязательно откликайтесь на просьбы ребенка о помощи.
- Также очень важно уметь с благодарностью принимать помощь от ребенка. Отмечайте, как важна для всей семьи и для родителей эта помощь.
- Добавляйте игровой момент в процесс приобщения детей к труду.
- Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком. Пусть это будет поход в магазин, прогулка, другие домашние дела.
- Научитесь сами получать удовольствие от времени, проведенного вместе, и тогда эти моменты станут любимым времяпрепровождением для всех, а позже – яркими приятными воспоминаниями.
- Если у вас более одного ребенка, в течение дня старайтесь обязательно найти время для общения с каждым из них в отдельности.
- Время от времени подчеркивайте вашу с ребенком общность. К примеру, можно обсуждать, чем вы похожи.
- Можно придумывать общие семейные секреты.
- Вместе готовьте сюрпризы для других членов семьи.
- Степень эмоциональной близости с родителями очень важна для ребёнка.
Подготовила
педагог-психолог
Макарьевская С.Н.