Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, можно воспользоваться следующими приемами :
для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность.
– раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
– качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
– ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, массажным коврикам и т.д.);
– лазанье, перелезание по папе, по маме, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.);
– развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
– катание на велосипеде;
– игры с мячом (бросаем вверх, от себя, катим, ловим, ударяем по мячу ногой, используем разную силу («Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
– пальчиковые игры;
– массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (суджок и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.).
Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, наливать сок в стаканы, мыть посуду или стирать мелкие предметы одежды. Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).
Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею». Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось).
Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды). Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.
Исключите постановку перед собой множества целей, а лучше разбейте их на несколько небольших задач, которые решайте постепенно: от одной переходите к следующей.
Постоянно поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня).
В семье необходимо создать и сохранить доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.
Таким образом, уважаемые родители, мы надеемся, что эти рекомендации помогут Вам в ваших взаимоотношениях с ребенком, желаем Вам успехов!
Рекомендации родителям, у которых есть особенные дети:
1. Попытайтесь найти родителей других детей с похожими проблемами. Опыт другой семьи позволит вам научиться жить по новым правилам. Вы поймёте, что не одиноки, что жизнь продолжается, и научитесь справляться со всеми сложностями своего положения.
2. Живите сегодняшним днём. Страх перед будущим может парализовать, особенно в первое время.
3. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка нового дня с прошлыми.
4. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и
менее нуждающимся в вашей любви и заботе!
5.Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
6.Научитесь справляться со своей злостью. Такие чувства часто возникают, когда родители узнают, что у их ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем, многие винят врачей, себя и всех вокруг. Но постарайтесь понять, что негативные эмоции делают вас слабее. С ними необходимо справиться. Жизнь лучше и легче, когда чувства и эмоции позитивны. Вы лучше справитесь с ситуацией и подготовите ребёнка ко всему, что ждёт его в жизни.
Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности – это принимать жизнь такой, какая она есть, и осознавать, что существуют вещи, которые мы можем изменить, и которые мы изменить не можем. Ваша задача – научится отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать. Не тратьте своё время и энергию на мысли: «а если бы он родился здоровым, то сейчас было…» или «вот если бы я знала тогда, я бы…» Лучше займитесь ребёнком!
7.Постарайтесь найти реабилитационные центры, специалистов, логопедов, дефектологов, педагогов, массажистов или чему-то обучиться самим. Не откладывайте этот вопрос на потом, чем раньше специалисты будут заниматься с вашим ребёнком, учитывая его отклонения в развитии, тем лучше.
8. Не забывайте о себе! Уделяйте время своему отдыху, здоровью, внешнему виду. Несмотря на то, что забота и уход за ребёнком отнимает почти всё время, постарайтесь все же, устраивать себе передышки. Необходимо хотя бы несколько часов в неделю проводить вне дома. Имея личное время, вы будете положительно настроены, и жить станет веселее и радостнее!
Нерчинский социально – реабилитационный центр «Гарант» Забайкальского края
Подсказки для заботливых родителей
Нерчинск, 2023