Патриотическое воспитание детей

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Оно является важнейшей составляющей воспитательного процесса, поэтому в нашем социально – реабилитационном центре «Гарант» г. Нерчинска этому направлению уделяется особое внимание. Мы, педагоги считаем, что нужно закладывать дух патриотизма с самого детства в каждого ребенка.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к Родине, родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Для этого ставим основные задачи:

— воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому;

— формирование у воспитанников представления  о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;

— воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества.

Для реализации данных задач мы запланировали следующие блоки воспитательной деятельности:

  • создание «патриотического уголка»;
  • воспитание на традициях семьи, родного края;
  • туризм и краеведение;
  • подготовка к защите Родины;
  • формирование единой общности россиян;
  • формирование патриотического воспитания;
  • экологическое и трудовое воспитание как элемент патриотического воспитания.

Используя данные блоки, позволяет нам более объемнее и конкретнее вести работу по патриотическому воспитанию.

В своей практике мы используем такие формы работы как: поисковая, краеведческая, экскурсионная, работа в «патриотическом уголке». Система занятий.

Патриотическое воспитание детей через систему занятий

  • Изучение государственной символики;
  • Уроки мужества (встречи с ветеранами и детьми ВОВ);
  • Беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы;
  • Мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и др.;

Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми — земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города — все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь также принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор — прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Мы знакомим детей и с культурой, обычаями и традициями других народов, формируем к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение  военной истории ведет к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны.

Дети дошкольного возраста не остаются в стороне. Уже с ранних лет у них есть чувство патриотизма. Ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор — прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста да и младшего школьного предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего мы используем процесс игры. Например, детям очень интересно играть в «путешествия», во время которых они узнают что — то новое о малой или большой Родине, других странах. Мы рассказываем детям о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают наглядно — образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации мы пользуемся техническими средствами (показ слайдов, видио — сюжетов и.т.п.), иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами.

Итак, патриотическое воспитание включает в себя:

  1. Проведение мероприятий и система занятий.
  2. Работа по патриотическому воспитанию, в связи с памятными датами.
  3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность.
  4. Работа в патриотическом уголке.
  5. Использование государственных символов.
  6. Трудовая деятельность и экологическое воспитание.

 

Воспитанники с увлечением принимают участие во всех мероприятиях.  С интересом посещают музей, памятные места, занятия по данной теме. Особенно им нравятся встречи с теми людьми, которые были свидетелями тех страшных военных событий. Внимательно слушают, задают вопросы. Вот уже как год длится СВО на Украине. Мы тоже не остались в стороне. Собирали посильную помощь, писали письма, изготавливали новогодние открытки. С каким трепетом в душе дети это делали. И такая гордость была у них в глазах за наших солдат, за нашу Родину.

Работа по данному направлению дает свои результаты. Дети становятся более ответственными, приходит осознание за судьбу своей страны, чувство гордости за Отечество. Формируется активная жизненная позиция, способность к самореализации. Также воспитанники впитывают знания о родном Забайкалье, о Нерчинской земле – своей малой родине и в целом о своей стране, о нашем правовом государстве.

Знакомство детей с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий (наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительная деятельность, экскурсии, походы, общие или групповые мероприятия).

 

Воспитатель: Путинцева Н.И.