Формы и методы работы с детьми, склонными к самовольным уходам

Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворенности воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в привычной  среде обитания. Как восполнение данных проблем, у ребенка появляется стремление  заглушить переживаемые чувства, забыться в какой – либо интересной деятельности, особенно связанной с риском и  приключениями. Всем этим требованиям и отвечает самовольный уход, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер. Взрослые должны помнить, что наказание за самовольный уход не может быть осознанно ребенком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми, как запрет на интересные приключения или свободное проведение времени.  Лучшим способом отвлечения от самовольного ухода является включение ребенка в интересную деятельность, заполненную трудом, спортом, активным досугом с привлечением его фантазии и воображения.

В основном причинами самовольных уходов являются склонность подростков к бродяжничеству, желание воспитанника вернуться домой к родителям или в ту социальную среду, из которой он был помещен в центр, а также наличие психических заболеваний.

Кроме традиционных бесед и лекций мы, специалисты стационарного отделения ГУСО НСРЦ «Гарант»  применяем разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов:

1.Экспресс знакомство с учреждением

При поступлении в центр ребенок попадает в незнакомую стрессовую обстановку, которая впервые часы пребывания может повлечь за собой возможность самовольного ухода ребенка. Именно по этой причине необходимо своевременно ознакомить его с учреждением и специалистами, которые в последствие будут с ним работать. Для этого используем альбомы с фотографиями работников, воспитанников, сюжеты, снятые  во время работы и мероприятий. Особое внимание уделяем клубам, для того, чтобы ему стало интереснее здесь находиться, чтобы он понял – ему здесь ничего не угрожает.

2.Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения.

3.Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим в центре, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребенка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдений на каждого ребенка.

На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетним и мотивирование его на участие в работе. Ребенок соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним лежат принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.

4.Основной формой групповой работы являются тренинговые занятия, которые проводит педагог – психолог.

5.Интерактивные профилактические занятия – их суть состоит в том, что все воспитанники оказываются вовлеченными в совместную творческую деятельность. Элементом интерактивных технологий является ролевая  игра, которая эффективно используется с детьми младшего и среднего школьного возраста. Участники обыгрывают предложенные сюжеты с правонарушениями из известных сказок, например по сказке Успенского «Приключения крокодила Гены и его друзей», где старуха Шапокляк крадет билеты у крокодила Гены и Чебурашки и т.п. Со старшими  детьми  используем пантомиму: участникам даются карточки с основными правами человека. Одно из прав они должны изобразить, а команда соперников отгадывает, что это за право. Сочетание элементов театрализованного и интеллектуального конкурса позволяет раскрыть свой потенциал.

6.Мозговой штурм – участникам даются ситуации их обыденной жизни. Они должны ответить на поставленные вопросы и найти решение ситуации, позволяющие не попадать в нее. Это хороший метод включения в работу всех членов группы, позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку.

7.Шевство со стороны ПДН. На каждого воспитанника, склонного к самовольным уходам назначается куратором инспектор ПДН, который проводит профилактические беседы с ребенком и его социальным окружением, оказывает содействие в поиске несовершеннолетнего.

Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних в нашем Центре проводится систематически, совместно со всеми субъектами профилактики.

Социальный педагог стационарного отделения Скрипченко Ирина Геннадьевна.