«Формирование культуры поведения у воспитанников стационарного отделения»
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,
и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой.
Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании программы культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно – гигиенические навыки и привычки.
Формировать у детей культуру деятельности – значит воспитывать в ребенке умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, в праздниках, во время выполнения трудовых поручений.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения как со взрослыми так и со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в быту и в общественных местах.
Культурно – гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, а также помещения, в котором он живёт.
Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей, она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом , а также к тем, кто приготовил пищу.
Дети, поступающие в наш Центр, в основном из социально опасных семей и отличаются от своих ровесников, проживающих в нормальных, благополучных семьях: они вялые, апатичные, у них снижена познавательная активность, слабо проявляются эмоции. У таких детей нарушена социализация: они не умеют вести себя за столом, не способны адаптироваться в незнакомой среде и к новым обстоятельствам, не имеют элементарных культурно – гигиенических навыков, у них не развита культура общения и культура деятельности.
С самых первых дней, пребывания детей в Центре, мы приучаем их сначала к соблюдению всех режимных моментов – умывание, одевание, сон, питание, занятия и т.д., которые предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Каждый день дети здороваются и прощаются с сотрудниками Центра, убирают после игры игрушки, одеваются на прогулку, раздеваются, умываются. Ежедневно детям приходится аккуратно заправлять свои постели после сна, вешать и складывать свои вещи, ставить обувь на место.
Во всех этих ситуациях воспитанники не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе.
Культура возникает вместе с правилами. Но для наших детей правила не могут быть сразу сложными, иначе они их не осилят, не примут. Но и не могут долго оставаться слишком простыми, они просто перестанут действовать. Поэтому правила тоже должны постепенно меняться шаг за шагом от простых к сложным.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является – похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.
В своей работе с детьми мы используем методы:
— беседа,
— разъяснение, разбор подобных ситуаций из литературных произведений, фильмов,
— пример правильного поведения других детей,
— ролевые и деловые игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Особенно эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения это использование литературных произведений — рассказов, стихов, басен. При этом обсуждаем с детьми образцы правильного поведения и негативных поступков. В работе с детьми используем юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы есть стихи А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихи мы с ребятами читаем в лицах, ставим по ним небольшие инсценировки. Но при этом очень тактично используем смех как средство воспитания, т.к. не следует напрямую связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не пытаются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда назло начинают так поступать.
В силу того, что многие дети находятся у нас в Центре долгое время, а также поступают повторно, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке положительных привычек и культуры поведения у воспитанников.
Социальный педагог Скрипченко И.Г.