«Формирование культуры поведения у воспитанников стационарного отделения»

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

 Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

 и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

 Лев Николаевич Толстой.

 

Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании программы культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно – гигиенические навыки и привычки.

Формировать у детей культуру деятельности – значит воспитывать в ребенке умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, в праздниках, во время выполнения трудовых поручений.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения как со  взрослыми  так и со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием  словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в быту и в общественных местах.

Культурно – гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, а также помещения, в котором он живёт.

Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей, она  имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении  к сидящим рядом , а также к тем, кто приготовил пищу.

Дети, поступающие  в наш Центр, в основном из социально опасных семей и отличаются от своих ровесников, проживающих в нормальных, благополучных семьях: они вялые, апатичные,  у них снижена познавательная активность, слабо проявляются эмоции.   У таких  детей  нарушена социализация: они не умеют вести себя за столом, не способны адаптироваться в незнакомой среде и к новым обстоятельствам, не имеют элементарных культурно – гигиенических навыков, у них не развита культура общения и культура деятельности.

С самых первых дней, пребывания детей в Центре, мы приучаем их сначала к соблюдению всех режимных моментов – умывание, одевание, сон, питание, занятия и т.д., которые предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Каждый день дети здороваются и прощаются с сотрудниками Центра, убирают после игры игрушки, одеваются на прогулку, раздеваются, умываются. Ежедневно детям приходится аккуратно заправлять свои постели после сна,  вешать и складывать свои вещи, ставить обувь на место.

Во всех этих ситуациях воспитанники не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе.

Культура возникает вместе с правилами. Но для наших детей правила не могут быть сразу сложными,  иначе они их не осилят, не примут. Но и  не могут долго оставаться слишком простыми, они просто перестанут действовать. Поэтому правила тоже должны постепенно меняться шаг за шагом от простых к сложным.

Когда ребёнок научился правильно себя вестиважно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является – похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

В своей работе с детьми  мы используем методы:

—  беседа,

—   разъяснение, разбор подобных ситуаций из литературных произведений, фильмов,

—   пример правильного поведения других детей,

—  ролевые и деловые игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Особенно эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения это  использование литературных произведений — рассказов, стихов, басен. При этом обсуждаем с детьми  образцы правильного поведения и негативных поступков. В работе с детьми   используем юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, которые не умеют или  не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы есть стихи А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка»,  «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихи мы с ребятами читаем в лицах, ставим  по ним небольшие инсценировки. Но при этом   очень тактично используем смех как средство воспитания, т.к. не следует напрямую связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не пытаются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда назло начинают так поступать.

В силу того, что многие дети находятся у нас в Центре долгое время, а также  поступают повторно, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке  положительных  привычек и культуры поведения у воспитанников.

Социальный педагог Скрипченко И.Г.