Труд в жизни воспитанников социально- реабилитационного центра

«Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни».

(К.Д. Ушинский)

 

Трудовое воспитание – важный проверенный принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах и как неотъемлемый компонент общего образования.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.

Стационарное отделение нашего Учреждения, обеспечивает временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках Центра все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни.

Трудовое воспитание в нашем социально- реабилитационном центре является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с трёх лет. Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.Воспитатели строят работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь. Совместно с детьми выполняют посильную работу на участке, огороде, в быту. Весь процесс воспитания организован так, что дети учатся понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.При этом особую роль играет ознакомление с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность педагоги, обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

В нашем центре учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

— подчеркивают общественную значимость труда;

— следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

— строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

— постепенно расширяют самостоятельность детей;

— создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

— направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

В процессе любого вида труда нашими педагогами решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию воспитанников. В решении данных задач нашим   педагогам помогают организованные ими кружки. Например, кружки  «Мукасолька»,  «Грация», «Хозяюшка», «Рукоделие», «Столярная мастерская»  и другие. В результате занятий в кружках у детей  развивается мелкая моторика рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное. Все работы кружков ежемесячно выставляются на выставках, работы кружка «Хозяюшка» дегустируются еженедельно.

Наряду с организацией труда, важно у воспитанников сформировать психологическую готовность к труду, что достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

4) овладение общей ориентировкой в мире профессии и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения.

У наших воспитанников, как правило, искажено нравственное сознание, недостаточно сформированы потребности в основных видах деятельности (познании, общении, труде и т. п.), а, следовательно, слабо развиты учебные и трудовые навыки и умения. У детей не было образца жизни близких, испытывающих радость от своей профессиональной деятельности, чаще всего они живут как безработные и не стремятся заняться полезной деятельностью, перестают трудиться вообще.

Наши наблюдения показывают, что привлечение воспитанников центра к посильному, каждодневному труду в процессе организации их жизнедеятельности, способствует наиболее эффективному восстановлению и развитию их нравственных качеств личности. Ранняя профориентация  детей и подростков позволяет сформировать у них позитивное отношение к труду как необходимому средству нормальной жизни человека.

 

/ Воспитатель

Василевская Г.В /