СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАЗВИТИЯ СВОЕГО РЕБЕНКА.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАЗВИТИЯ СВОЕГО РЕБЕНКА.

 

В наше нелегкое время в период пандемии, когда не все дети посещают детский сад, родители могут сами составить план развития своего ребенка. Эта деятельность очень полезна как для ребенка, так и для его родителей. Мамы и папы больше анализируют свои  родительские возможности, свой стиль воспитания, формируют ответственность, дают своему чаду быть самим собой, познают его особенности, расширяют свои познания в области психологии, педагогики.

Родителям  23.11.2020 г.по программе «Школа молодых родителей» была проведена  консультация «Как составить программу развития» в режиме онлайн  по WhatsApp.

 

Рассмотрим, как поэтапно можно развивать своего ребенка.

1 этап.
Вначале нужно изучить своего ребёнка. Организовать в течение недели наблюдение за ребёнком: что он умеет делать сам, где ему нужна помощь взрослого, что ему интересно и с чем он увлекательно играет, что он категорически не любит, чего боится, где у вас есть вопросы по поведению и развитию ребёнка.
2 этап.
Нужно поискать в интернете, в доступных книгах и материалах , что умеет делать ваш ребёнок на данном возрастном промежутке — нормы развития.
Как только информация найдена, изучаем её в сравнении со своим ребёнком. Для начала можно посмотреть ближайшие периоды: предыдущий период, актуальный и ближайший период. (Например, если вашему ребёнку 2 года, то смотрим нормы от 1,5 до 2,5 лет).
Ни в коем случае не переживаем, что ваш ребёнок не умеет делать что-то, что по нормам подходит для младшего ребёнка, это всего лишь направление, наша цель развития.

3 этап.
После определения того, в какую сторону двигаться в плане развития — определяем нужные сферы для ребёнка и выписываем их.
Например:
— физическое развитие
— развитие речи
— творчество и музыка
— самообслуживание
— социально-эмоциональное развитие
— знания об окружающем мире
— логические навыки
Теперь нужно оценить каждую сферу по 10-бальной шкале. Наглядно можно это сделать с помощью линий.По каждой сфере нарисовать линию и отметить от одного до 10. И будет понятно, в каких сферах нужно развивать.

4 этап.
После оценки вы сразу обратите внимание на отстающие сферы и лидирующие. Выбираем 2-3 отстающие и 1-2 лидирующие.
Почему мы выбираем лидирующие сферы?

Это обязательное условие, которое часто опускают при составлении программы. По развитым  сферам нужно: усложнять задания, больше интереса вызывать, заниматься этим с ребёнком.
Лидирующая сфера — показатель того, к чему у ребёнка есть склонность (а возможно и талант), интерес, мотивация. Это нужно обязательно учитывать, ведь рано заметив у ребёнка желание заниматься спортом или рисовать, можно направить его, создать условия, чтобы ребёнок вырос очень талантливым и способным в этом направлении. Задатки ребёнка можно развивать с момента, когда их заметили.
Когда выбраны сферы для ближайшего развития, мы расписываем каждую из них в зависимости от имеющихся возможностей, материалов, игрушек, книг и т.д.
Например:
— физическое развитие (ползать, бегать, прыгать, массаж, любые мячики и т.д.)
— развитие речи (разговаривать, читать стихи и петь песни)
-творчество и музыка (рисовать, петь, отстукивать ритм, лепить пластилином, тестом, находить что-то новое в обычном)
— самообслуживание (использовать минимум памперсов, приучать убирать за собой, не помогать по первому зову, а показывать как можно, создать среду, помогать есть ложкой, а не кормить, доверять ребёнку)
— социально-эмоциональное развитие (объяснять, учить эмоциям и нормам поведения, когда ребёнок расстроен, объяснять, что он грустит, жалеть и учить эмпатии)
— знания об окружающем мире (на прогулке рассказывать о природе, погоде, животных, явлениях, о предметах и их свойствах, трогать вместе окружающие предметы, прыгать по лужам, гулять под дождем и тд)
— математические и логические навыки (складывать игрушки, считая, считать ступеньки и шаги, номера на машинах, делать вместе выводы и задавать вопросы даже если ребёнок не говорит).

Очень важно выделить пункт самостоятельности. Понимая, с чем ребенок справляется частично сам, помогать ему развивать самостоятельность. Прививая  обычные бытовые навыки для ребёнка 3х лет, но для их реализации должны быть оптимальные условия для развития, отсутствие гиперопеки и излишнего внимания любой потребности ребёнка. А важность в первую очередь для того, чтобы ребёнок научился развиваться сам.

Ну и конечно самое главное — уделять столько любви ребенку, сколько у вас есть возможности.
 

                                                                                                                                Подготовила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.