РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

Семья играет главную  роль в формировании, взрослении  ребенка независимо от воли и даже сознания родителей.  Взрослые своим поведением могут программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн об этом  писал: «С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь».

Многим родителям важнее всего то, каким они хотят видеть своего сына или дочь, ориентируясь  прежде всего на пользу для себя, или — для своих близких, воплощая свои нереализованные мечты в детях, проецируя на своих детей нерешенные психологические проблемы .

 

Родительские установки.

 

  1. «Не живи»

 

Родители «уничтожают» ребенка: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог ты мне принес» Скрытый смысл заключается в том, что легче управлять ребенком, так как у него возникает чувство вины, он искренне верит, что является «источник проблем». Данная установка несет неразрешимый характер, и с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком. Он делает для себя вывод: «Лучше бы меня не было».

 

  1. «Не будь ребенком»

 

Достаточно часто встречается фраза родителей: «Что ты ведешь себя, как маленький». При этом делается акцент на том, что детское состояние — плохо, а состояние взрослости оценивается положительно. Это приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.

 

  1. «Не расти»

 

Данная установка  чаще встречается в семьях с единственным или младшим ребенком. Директивы в этих семьях могут быть противоречивыми: «Ты еще мала, чтобы красится», «Мама тебя никогда не бросит».

 

  1. «Не думай»

 

Часто встречающиеся в речи взрослых фразы: «Не умничай», «Делай, что говорят», «Я лучше знаю, что надо делать». Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания.

 

5.»Не чувствуй»

«Как тебе не стыдно бояться собаки?», «Как ты можешь злиться на папу?»). Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может высказать словами свои чувства.

 

По отношению к ощущениям (например, «Подумаешь, какой-то синяк»). Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений — ожирение).

 

  1. «Не достигай успеха» (например, «У тебя все равно ничего не получится!»). Ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя.

 

  1. «Не будь лидером» (например, «Всегда тебе больше всех надо», «Не высовывайся!»). В этом случае родители скорее всего сами имеют заниженную самооценку и обеспокоены тем, что ребенку будут завидовать сверстники или недолюбливать его.

 

  1. «Не принадлежи»

 

Иначе эту директиву можно перефразировать так: «Не принадлежи никому, кроме меня». Родители ограничивают свое общение, сужая его только до членов семьи. Они подчеркивают уникальность ребенка, тем самым формируя у него «Я — идеальное». Со временем его самооценка входит в норму, но человек не умеет устанавливать эмоциональные связи, чувствует себя не таким, как все. Он добивается больших результатов, работая один, вне группы.

 

  1. «Не будь близким» (например, «Никому не верь, кроме меня», «Кто, кроме меня, скажет тебе правду?»). Данная директива учит ребенка не доверять другим, считать, что любая близость, откровение для него опасны. Последствия: человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем.

 

  1. «Не делай»

(например, «Не делай сам — опасно!», «Я сама сделаю», «Дай, я помогу», «Не делай сам, подожди меня».) С такими опасениями родители обращаются к младшим и «поздним» детям в семье. Последствия: чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы. Корректирующее воздействие: давать детям право на ошибку.

 

11.»Не будь самим собой»

«Будь похожим на …» (например, «Ты можешь лучше», «Стремись к идеалу.»). Эти фразы родителей выражают недовольство, желание, чтобы их ребенок превосходил других. Последствия: человек постоянно недоволен собой.

  1. «Не чувствуй себя хорошо»

(например, «Ты у меня такой слабенький, а закончил четверть с хорошими оценками»). Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку.

 

Эти установки выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От них невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение.

 

 

Подготовила

педагог-психолог

Макарьевская С.Н.