«Профилактика девиантного поведения у воспитанников в условиях социально – реабилитационного центра»

Анализ состава детского коллектива ГУСО НСРЦ «Гарант» показывает, что  более половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя. У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения. Эти дети требуют особого внимания. Чтобы лучше проследить динамику позитивных изменений наших воспитанников, ежедневно ведем дневники наблюдений. В работе с детским коллективом, для более успешного осуществления реабилитации, стараемся создать условия, максимально приближенные к домашним и установить духовный контакт с ребёнком, что позволяет воспитанникам уже в самый короткий срок пребывания в Центре понять свою социальную значимость, оттаять душой, повысить самооценку. Это позволяет более полноценно и качественно проводить реабилитационную, учебно-воспитательную и профилактическую работу.

С целью предупреждения безнадзорности и правонарушений, а также  профилактики девиантного поведения, в отделении ведется  «Журнал учета несовершеннолетних, склонных к противоправным деяниям», работа с такими воспитанниками отмечается в «Плане индивидуальной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в КДН и ЗП, ПДН».

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими воспитанниками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают, с этой целью мною была разработана программа социально – педагогического сопровождения детей «группы риска». Реализация программы осуществляется в 4 этапа:
Первый этап — организационный, проходит посредством анализа состояния в группе, непосредственным планированием, согласованием планов.
Второй этап – диагностический, опирается на  изучение потребностей и запросов «трудных» детей, осуществляется сбором информации о воспитанниках, их семьях. С помощью анкетирования, доверительных бесед,  психологической диагностики выявляются «трудные дети».

Третий этап – деятельностный,  осуществление запланированных мероприятий, которые включают  профилактику правонарушений, правовое просвещение, формирование здорового образа жизни, коллективно – творческие мероприятия. Все мероприятия программы  включены в годовой план отделения. Работа ведется  с  группой детей школьного возраста или по – необходимости  с каждым ребенком индивидуально. На данном этапе совместно с психологом и воспитателями мы осуществляем практическую деятельность по сопровождению несовершеннолетних.  Продолжительность каждого занятия – от 30 минут.  Занятию предшествуют  разогревающая процедура, в которую входят упражнения на создание атмосферы эмоциональной открытости, чувства безопасности. Дети с удовольствием обсуждают такие темы, как: «Эмоции и мы», «Что такое эмоции и зачем они нужны», «Умеем ли мы общаться?» и др.

Содержание каждого занятия строятся в процессе взаимодействия с детьми, зависит от их желания и готовности к упражнениям. Особый момент, на который необходимо  обращать внимание, это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. В ходе проведения мероприятий  нами используются такие формы работы, как ролевые и тематические игры, дискуссии, беседы, рассказы, элементы тренинга. Так, например, одним из групповых тренингов « Стресс и способы борьбы со стрессом»,  проводимое психологом было направлено на обучение способам снятия стресса и развития само эффективности как черты характера. Задачами занятия были: познакомить детей с понятием «стресс и стрессовая ситуация».

В дискуссии «Что такое конфликт и как его избежать» старшие подростки с  интересом принимали участие, обсуждали волнующие их вопросы. В ходе дискуссии происходил обмен опытом, дети учились общаться, анализировать и четко формулировать свои мысли, делать выводы, применяя простейшие приемы выхода из конфликтных ситуаций.

Правовое просвещение, формирование правового сознания и  правовой культуры несовершеннолетних проходит на таких мероприятиях, как: интерактивное занятие «Твои права и обязанности», «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»,  диспут «Знаешь ли ты закон», занятие – тренинг  «Бродяжничество, лекторий «Подросток и гражданин». Инспектором  ПДН проведены лектории «От проступка к преступлению», «Как не стать соучастником преступления», «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния», «Воровство, вымогательство, кража – меры наказания».

Медицинской сестрой проводятся групповые занятия с детьми на формирование понятия «здоровый образ жизни», на развитие потребности поддерживать свое здоровье. Психолог провела групповой тренинг «Умение сказать «Нет» на формирование  контроля за своим поведением, на отработку умения говорить «нет». На интерактивно – групповом занятии «Выбор есть всегда!» с социальным педагогом ребята закрепили знания о правовом аспекте, здоровом образе жизни, учились развивать умение аргументировано выбирать жизненную позицию. Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, курения, демонстрации презентаций, фильмов учили детей здоровому образу жизни и духовно – нравственному развитию.

В отделение поступают дети с низкой учебной мотивацией, у ребят не привит интерес к учебе, отсутствует самодисциплина. Благодаря кропотливой работе, терпению всех сотрудников стационарного отделения дети подтягиваются в учебе, получают положительные оценки. Как социальный педагог я  активно работаю со школами города – директорами, классными руководителями, социальными педагогами, контролирую посещаемость и успеваемость школьников, вместе с ребятами ведем «Экран успеваемости».  Приучаем школьников  к содержанию в порядке школьных сумок, учебников, тетрадей, дневников, к порядку в своем внешнем виде. А так же  ведём ежедневный  контроль за работоспособностью и утомляемостью детей.

Коллективно – творческие мероприятия, проводимые в отделении,  развивают творческое воображение детей, коммуникативные взаимоотношения и способствуют их всестороннему развитию.

Социально – психологическое сопровождение семьи  осуществляют специалист по социальной работе и  психолог, организуя тематические встречи, выезды, проводят лекции, беседы, консультирования  с родителями направленные на  раскрытие внутренних положительных ресурсов семьи и подростка, коррекцию поведения и  жизненной мотивации.
На четвертом этапе программы  была организована повторная диагностика, показавшая, что самооценка детей в целом стала более адекватной. Программа рабочая, действенная, результат незначительный в силу того, что дети находятся в Центре  временно. Кроме того, у воспитанников слишком большой негативный жизненный опыт, который нельзя забыть, можно только помочь детям посмотреть на мир другими глазами, адаптироваться в новых условиях.  Период проживания в Центре хоть порой и маленький, но очень важный кусочек жизни  для воспитанников: показатели психического, физического и социального развития улучшаются, корректируются асоциальные проявления у подростков, вырабатываются коммуникативные навыки, улучшается внешняя и внутренняя культура поведения, оттаивают души воспитанников, они принимают активное участие в праздничных мероприятиях , даже самые закомплексованные дети становятся неотъемлемой частью команды.

Таким образом, своевременная комплексная лечебно- коррекционная, психолого-педагогическая работа составляет основу предупреждения девиантного поведения подростков в условиях СРЦ.

Социальный педагог стационарного отделения Скрипченко Ирина Геннадьевна.