Мастер – класс «Снегурочка» или «Умей сказать НЕТ!»

В ГУСО НСРЦ «Гарант» 28 апреля с детьми старшей группы, в количестве 6 человек проведено занятие по профилактике деструктивного поведения. Почему именно такая форма проведения?

При организации коллективных, массовых те­матических мероприятий с подростками «по борьбе с деструктивными проявлениями (курением, алкоголизмом, право­нарушениями и пр.)» и разнообразных «деловых» игр порой возникает обратный эффект, то есть проис­ходит нейролингвистическое программирование, закрепление негативной модели поведения на фоне групповой сплоченности подростков с похожими проблемами, а также непосредственное психоло­гическое заражение остальных — индукция.

Дело в том, что подсознание человека не воспринимает частицу «не». Иллюстрирует это известный психо­логический пример: если человеку советуют никог­да не думать про хромую обезьяну, то попробуйте не думать о ней  хотя бы в течение нескольких минут. К тому же эти занятия проводятся в занимательной и развлекательной форме, «чтобы заинтересовать подростков и чтобы им понравилось», а организу­ют их люди, никогда не имевшие вредных привы­чек и личного опыта избавления от них. Такие формы подачи информации обычно не способствуют се­рьезному (опосредованному) к ней отношению.

Эффективным профилактическим методом, является моделирование проблемной ситуации, где от подростков требуется выбор стратегии безопасного поведения. В игровой ситуации отрабатываются и проигрываются различные варианты, обсуждение позволяет проанализировать как собственные чувства, действия, их последствия, так и реакции сверстников.

Итак, занятие проведено с целью отработки навыков умение сказать «НЕТ», противостоять давлению группы сверстников; расширения поведенческого репертуара подростка в ситуации выбора; обучения навыкам анализа ситуации и  выбора оптимального решения; отработки навыков отказа в условиях провокативных действий группы сверстников.

Занятие прошло в виде тренинга. Участникам была сообщена тема встречи.  Двум участникам из группы предложено выйти за дверь. Им сообщается, что  они становится главной героиней русской народной сказки «Снегурочка». Остальные участники получают свою инструкцию, где они вспоминают стародавние времена на Руси, когда юноши и девушки вечерами шли в лес, плели венки, водили хороводы, соревновались в удали и ловкости. Затем все приглашаются в круг, в центре импровизированный костер. Задача участников самим перепрыгнуть через «костер» и подбадривая словами и шутками, добиться, чтобы все перепрыгнули. Присоединяются и «Снегурочки».

Далее идет обсуждение. Что чувствовали, когда перепрыгнули и подбадривали остальных? Что чувствовала Снегурочка? Трудно было отказаться? Что повлияло на принятие решения?

На ватмане записываются стратегии поведения каждой Снегурочки. Анализируется ее эффективность в данной ситуации. Начинается «Мозговой штурм». Как можно было отказаться от опасного для жизни действия? Фиксируются все варианты. Затем по кругу высказывался каждый участник и выбирал приемлемый для себя вариант.

Затем все вышли из ролей вернулись в реальное время. Участники отвечают на вопросы: Как перекликается сказка с реальной жизнью? Вспомните ситуации, когда группа сверстников оказывала на вас давление, а вы внутренне были не согласны участвовать. Далее подростки разбиваются по парам и придумывают аргументы отказа,  опираясь на личный опыт, записывают на листах и озвучивают. Идет обсуждение и анализ  различных стратегий поведения.

В завершении игры обязательна рефлексия. Участники отвечали на такие вопросы: Чем полезна была для вас наша встреча? Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали? А какой же основной секрет счастливой семейной жизни вы открыли? Подвели итог, пришли к выводу о том, что как отказаться от вредного поступка и иметь свое твердое мнение.

В конце занятия обязательно благодарю воспитанников за активное участие и открытость.

Умение сказать «НЕТ» в провоцирующей ситуации может помочь сохранить как здоровье, так и жизнь подростка. В ходе данной игры ребята обогатили свой опыт новыми стратегиями поведения в ситуации выбора и давления группы. Рекомендую всем педагогам проводить подобные тренинги с детьми подросткового возраста.

 

Воспитатель:   Путинцева Н.И.