Как преодолеть трудности в обучении.

Одной из задач нашего центра является социальная реабилитация детей – восстановление социальной роли ученика, человека любознательного, познающего. Эффективность реабилитационного процесса во многом зависит от того, насколько успешно удается включить ребенка в основной вид деятельности. Из опыта работы, опираясь на данные психолого-педагогической диагностики, можно отметить, что воспитанникам Центра свойственны:

— недостаточный уровень общей осведомленности

— недостатки в развитии речи

— низкий уровень мотивационной готовности к школе, отсутствие познавательной мотивации

— не сформированность интересов, отсутствие выраженных склонностей

— неверие в свои силы.

Ребята  испытывают серьезные затруднения при адаптации в школе:

— с трудом усваивают учебный материал

— пассивны на уроках и при выполнении домашнего задания

— испытывают трудности при общении со сверстниками.

Поэтому наша задача не просто помочь детям справиться с трудностями адаптации, но и развить их интеллектуальные способности и сформировать необходимые учебные навыки, пробудить в ребенке исходно ему присущую активность и стремление к знаниям. В процессе своей работы с детьми наши педагоги используют различные методы.

Игра является основным методом работы с детьми от 7 до 10 лет. Например, «Кто больше знает?», «Кто точнее назовет?», «Кто самый наблюдательный?». Значительным потенциалом для воспитания у школьников любознательности, расширения кругозора, располагают досуговые интеллектуальные игры: «Вечер загадок и отгадок», «Турнир знатоков», «Конкурс смекалистых», игры- путешествия: «В страну сказок», «В царство Берендея». Игры могут быть включены в структуру любого предмета. Например: игры по русскому языку способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза,  «Какой звук чаще всего слышится?», «Все слова на один звук», «Цепочка», «Твердый-мягкий»; игры способствующие развитию навыков слогового анализа и синтеза: «Сложи имена», «Путаница»; игры способствующие закреплению зрительного образа букв и алфавита: «Буквенная эстафета». «Заполни пропуски», «Поможем Незнайке»; игры способствующие формированию знаний о частях речи: «Третий лишний», «Кто? Что?», «Что из чего сделано?», «Опиши предмет»; игры по ознакомлению с окружающим миром: «Где растет?», «Кто — где живет?», «Какое время года?»; игры для развития аналитико-синтетических умений: «Найди лишнее число», «Сложи фигуру из частей»; игры при изучении задач и т.д. В основе ролевых игр лежит телесный контакт. Сюжетами для ролевых игр преимущественно становятся «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Ролевые игры используются с целью обеспечения «внутреннего корректирующего эмоционального переживания опыта», позволяют детям непосредственно прикоснуться к своим болевым точкам и обсуждать их, дают возможность увидеть, как дети воспринимают мир и взаимодействуют с окружающими. Применяем следующие варианты игр: ролевые игры, определяющие существующую проблему;   игры на смену ролей; ролевая игра как репетиция поведения.

Особенно важными являются  методы организации деятельности: Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое. Поэтому, необходимо      формировать волевые качества: дисциплинированность, ответственность, сдержанность, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность,  которые предопределяют развитие многих других качеств личности ребенка. Одним из видов социально-педагогических методов, связанных с волевой сферой деятельности детей используем  метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у воспитанника  веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем. Например: « Помоги собрать портфель младшему», или «Помоги обернуть учебники» и т.д. С помощью поручений младших школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: помочь в обучении,  помочь украсить к празднику группу и т. д. Для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным детям даются задания, подготовить и провести игру, прочитать рассказ или сказку. Контроль имеет форму проверки в процессе выполнения, и заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Метод создания ситуации успеха  реализуется в процессе коллективной подготовки домашнего задания. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Этот метод используется как с младшими школьниками, так и с подростками. Выполняя домашнюю работу в паре постоянного состава или в группе с воспитанниками из старших классов, слабые ученики получают возможность справиться с домашним заданием успешно. Создание ситуаций успеха сопровождается:

  • снятием страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»
  • авансированием успешного результата – «У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
  • скрытым инструктированием  детей в способах и формах совершения деятельности – путем намека, пожелания. «Лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
  • обозначением мотива – «Без твоей помощи твоим друзьям не справиться…»
  • персональной  исключительностью – «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»;
  • оценкой детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали: «Тебе особенно удалось это..», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Большей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Создание ситуации успеха  улучшает социальное самочувствие ребенка в группе. Переживание радости, удовлетворения, признания сглаживает аффективные реакции, последствия конфликтных труднопереносимых ситуаций. Оно превращает отношения несовершеннолетнего с другими членами группы в отношения позитивного сотрудничества. Хорошие результаты показали приёмы: «проявление доброты, внимания и заботы», «внушение уверенности», «авансирование успеха», «ожидание лучших результатов», «ты был на высоте», «в центре внимания твой успех».  Данные приёмы использовались в структуре таких методов как поощрение, убеждение, формирование интереса, беседа, эмоциональное стимулирование, и таких форм как: занятие, коллективная работа, экскурсии, досуг.

Художественное  слово — метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг.  Подбираем литературные произведения, в которых описаны страхи людей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л.Толстого, Б Житкова, В.Осеевой и др. Работа с такими произведениями, как «Трусиха», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», «У страха глаза велики», выбираются литературные произведения из школьной программы или другой детской литературы.

Метод разговорной терапии – предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Ребенок не всегда включается в беседу. Если она минимальная, то на ряд вопросов ребенок может ответить от имени куклы, персонажа и т.п., например: (Петрушке, Барби, Мальвине, Буратино, собаке), т.е. прибегнуть к любому образу.

В качестве вспомогательного метода коррекции отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, используем  музыку, рисование, лепку, аппликацию на свободную тему. «Букет музыкальных цветов», «Путешествие в страну музыки и красок» и др. Очень полезными являются и различные нетрадиционные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.) 

Метод свободных словесных ассоциаций используем как метод искусства придумывания историй. Детям предлагается по набору слов, между которыми налицо смысловая связь, придумывать разные истории. Например: бабушка, девочка, волк, поезд и т.д. Дети должны придумать любые истории, главное, чтобы они не повторялись. Большой интерес вызывают у детей задание рассказать о стране, где с неба падают без остановки конфеты, игрушки, деньги, дождь, цветы и т.п.

Техники и приемы саморегуляциив каждое занятие обязательно включаем процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

— упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); например: «Солнышко и туча», «Штанга»; «Спящий котенок»

— мимическую гимнастику (направленную на снятие общего напряжения, играет большую роль в выразительной речи детей), например: «Золотые капельки», «Сердитый дедушка», «Лисенок боится», «Смелый заяц» и др.

— раслабляющие упражнения и этюды под музыку, которые позволяют снизить эмоциональное и мышечное напряжение, например: занятие на тему «Предложи свою помощь», упражнение «Массаж по кругу»;

Например,  для создания эмоционального настроя в начале любого занятия используем упражнение «Подарим друг другу улыбку», в занятии на тему: «Как добиться удачи», упражнение-тренинг «Я смогу!», «У меня получится!».

Наглядный методинформационно-коммуникативные технологии, занятия- презентации  направленные на усиление впечатления несовершеннолетних от предоставляемого им материала.

Практический метод: коллективное творческое дело: «Дерево счастья» —  рисование пальцами и ладонями рук, способствует сплочению коллектива.

Словесный метод: проводим словарную работу с целью пополнения активного и пассивного словаря, чтение художественной литературыработа с печатными источниками, ведущими к усвоению новых знаний, например: детскими журналами: «3/9 царство», «Золотая антилопа», « Непоседа», «Солнечный зайчик»; беседы, дискуссии, обсуждения и т.п.

Таким образом, работа с воспитанниками в нашем Центре, носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем,  преодоления трудностей в обучении, развитие их интеллектуальных способностей, формирование необходимых учебных навыков и навыков общения со сверстниками, развитие волевой сферы, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, саморазвития и самовоспитания, включение ребенка в социально-значимую деятельность.

Подготовила социальный педагог стационарного отделения Скрипченко И.Г.