«Игра. Что может быть прекрасней?»

Игра — что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников и школьников».

Игра является одной из уникальных форм обучения и воспитания, которая позволяет сделать интересным и увлекательным развитие детей.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Учитывая тот факт, что игра является самым любимым и желанным видом деятельности детей и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила.С большой  уверенность можно сказать что игра: — это радость и удовольствие, облегчает адаптационный период, помогает установить доверительные отношения с ребенком, способствует становлению целенаправленной деятельности, окно в мир взрослой жизни, способствует развитию речи, имеет большое значение для умственного развития.

В социально – реабилитационном центре «Гарант», воспитатели, уделяют большое внимание игровой деятельности: ежедневно, и в течении всего периода пребывания детей с ними проводятся сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры. Огромное значение приобретает помощь, поддержка и руководство с их стороны. Игра сопровождает всех без исключения детей на протяжении всего времени, что они находятся в центре. Именно благодаря этому, ребенок получает от игры и пользу, и удовольствие.

Современные психолого – педагогические исследования показывают что игра, а именно сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».  Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети нашего центра живут в  разновозрастной  группе и обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

Каждая игра сопровождается радостью и всеобщим весельем ребят. Будь то спортивные, интеллектуальные, тематические, театрализованные, командные, подвижные, сюжетно–ролевые и другие игры, которые проводятся в нашем центре не зависимо от времени года, так как всегда актуальны и всегда воспринимаются с неподдельной радостью и блеском в глазах. Каждые из этих игр несут огромную, смысловую значимость. Подвижные игры важны для физического воспитания, способствуют гармоничному развитию, удовлетворяют потребность в движении, способствуют обогащению двигательного опыта. Зачастую на практике в центре воспитатели применяют игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр  трудно было бы проводить учебно–воспитательную работу.

Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного материала (игры «палочка-выручалочка», «Жмурки», «Гуси-гуси», и др.). В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция. Многие из таких игр передаются от поколения к поколению, однако выбирая игру, необходимо учитывать требования современности. Своего рода «игровое веселье» устраивается для ребят не только в определенные и праздничные дни, такое веселье присутствует каждый день по случаю или просто для поддержания хорошего, радостного настроения.

В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, получают новые знания, приобретают навыки и умения. Все это оказывает особое влияние на игру. На занятиях дети знакомятся с различным трудом взрослых. И как показывают наблюдения, полученные знания они применяют в своих играх, таких как домик, магазин, больница, школа и многие другие. Такие игры объединяют детей разных возрастов, они чувствуют себя равноправными членами коллектива. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые будут доступны ему в реальной жизни.  Все игры по своему эмоционально насыщены и доставляют каждому ребенку радость и удовольствие самим своим процессом.

Как показывает практика, игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – продукт, который создают сами дети. Её характерная черта – самостоятельный характер деятельности детей.Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра становится фактором социального развития личности.

Воспитатель Климова Н. И.