«Игра в жизни детей дошкольного возраста»
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный период – важнейший этап в жизни ребенка. Именно в этом возрасте происходит формирование основ личности, важнейших черт характера и поведения ребенка. А все важнейшие основы формируются во время главной активной деятельности в жизни дошкольника – игре.
Именно игра для дошкольника – это вся его жизнь, в которой он учится, трудится, общается, взаимодействует. Для ребёнка игра и есть реальная жизнь, где он испытывает настоящие чувства и эмоции. В игре дети искренне любят, сопереживают, опасаются.
Игра — это самостоятельная деятельность, благодаря которой происходит первое взаимодействие ребёнка с окружающим миром, со сверстниками. Игровая деятельность помогает социализироваться, ведь в игре общие цели, правила, общий интерес. Ребёнок чувствует себя частью коллектива.
В игре дошкольник впервые проявляет себя, делает свой выбор, выбирая тип игры, её форму. То есть, игра – первое самовыражение малыша.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Мы, педагоги должны поддерживать любую игру детей, для этого создавая условия для реализации замысла игры. В нашей игровой у детей есть все необходимое для игр. Для сюжетно-ролевой игры «Семья» оборудован уголок «Дом», в нем есть кухня, кроватки и постелька для игр с куклами. Наши детки очень любят примерять на себя роли взрослых: мам, пап, детей. В такую игру ребята играют чаще всего. Также для сюжетно-ролевых игр больница, парикмахерская, магазин есть все необходимое. Достаточно материала для настольных игр: пазлы, домино, лото и тд. Для конструирования дети используют кубики и конструктор «лего». Дети дошкольного возраста любят играть в костюмированные игр, у нас для таких игр имеются маски, ободки с различными животными, овощами и тд, а также костюмы. Дидактические игры, которые позволяют в процессе игры узнавать новое, пополнять свой запас знаний, слов, навыков, умений пользуются у детей большим спросом. Для их развития создан «Сундучок дидактических игр», которым дети и воспитатель пользуются не только на занятиях, но и в свободное время.
Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом.
Таким образом, можно смело говорить, что игра занимает основную часть в жизни и развитии дошкольника. В процессе игры происходит формирование многих важных качеств ребенка, развиваются его способности и навыки.
Игра очень важна в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни, чтобы она была интересной, счастливой и полной. Недаром в образовательных учреждениях игра — это важная и неотъемлемая часть содержания и организации образовательного процесса. Включение в этот процесс разных видов игровой деятельности расширяет знания детей, возможности познания окружающего мира и основ взаимодействия в нём. Всё это способствует дальнейшему успешному развитию и жизни ребенка в целом.
Играя, дети учатся жить!
Воспитатель: Мясникова Н.П.