ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ.

По словам индийского политического деятеля Махат Дас Ганди –ваши убеждения становятся вашими мыслями, ваши мысли становятся вашими словами, ваши слова становятся вашими действиями, ваши действия становятся вашими привычками, ваши привычки становятся вашими ценностями, ваши ценности становятся вашей судьбой.
Жизненные ценности и установки начинают формироваться у ребенка с раннего детства в семье, когда ему говорят: «Ты должен, ты обязан!». Но в процессе социализации, того, как он растет, круг обязанностей постоянно расширяется: домашние обязанности, обязанность уважать родителей, воспитателей, педагогов, старших, товарищей, учиться, соблюдать школьные правила поведения, нравственные нормы.
На нашей консультации «Формирование жизненных установок и ценностей», в ГУСО НСРЦ «Гарант», проведенной педагогом-психологом 07.08.2023 г. на базе семейной гостиной по формированию конструктивного поведения у детей с родителями были обсуждены эти жизненные задачи.
Вначале мы с участниками выяснили, что каждый человек в обществе должен выполнять определенные обязанности для того, чтобы конструктивно общаться с другими. И этому каждый родитель учит своего ребенка, дает ему знания. Мы рассмотрели такие понятия как долг и труд.
Мы выяснили, что долг-общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в соответствии с воспитанием, с наличием совести и морального чувства. Мы затронули вопрос, касающийся долга перед самим собой. Что это значит?То есть состояться. Стать высоконравственной личностью. А для этого надо быть добродушным, любить людей, стремиться делать им добро.
На следующем этапе занятия были обсуждены особенности формирования ценностей вместе с детьми и взрослыми у младших школьников.
Дети в отличие от взрослых формируют собственные ценностные ориентации. У ребенка младшего школьного возраста морально-нравственные ценности формируются через конкретную жизненную ситуацию, он больше относится к жизни с оптимизмом, принимает культурные нормы близкого окружения.
После этого мы проанализировали, что в подростковом возрасте взрослым необходимо вовлекать детей в ситуации выбора ценностей, их осмысление, чтобы они могли оценить свои действия и поступки, поступки других. В этом возрасте они ищут свои идеалы.
Затем родителям были даны рекомендации по формированию ценностных ориентиров у детей.
В конце занятия был сделан вывод,чтобы дети стали настоящими личностями нужно формировать самоконтроль, самопознание, учить решать нравственные конфликты, давать им проявлять самостоятельность, поддерживать их инициативу, предприимчивость, деловитость.

Подготовила педагог-психолог
ГУСО НСРЦ «Гарант» Макарьевская С.Н.