«Всё в твоих руках»

  «Путь в тысячу миль начинается с одного шага»

Конфуций

         Профориентационная работа с воспитанниками социально-реабилитационного центра осуществляется всеми специалистами: воспитателями, педагогами-психологами, социальными педагогами, инструкторами по труду, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей. У этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для детей. В таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Поэтому дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях.

       Профессиональное самоопределение – процесс длительный, результат динамического процесса, который нельзя ограничить каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат его профессионального самоопределения.

В нашем отделении составлен отдельный  годовой план мероприятий по профессиональному самоопределению, согласно которому 29 февраля с 10 детьми школьного возраста  был  проведен классный час  «Все в твоих руках». Цель данного мероприятия: расширить знания детей о мире профессий, воспитывать уважение к труду, способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому  бытовому  труду, побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.

Просматривая презентацию «Прекрасных профессий на свете не счесть – и каждой профессии слава и честь», дети активно разгадывали загадки и заполняли кроссворд. Получилось в выделенных клетках слово «Профессия». Играя  в игру «Кот в мешке», увлеченно показывали  угаданную профессию, используя мимику и жесты.
На занятии ребята познакомились с различными  интересными и нужными профессиями, узнали,  что все профессии взаимосвязаны между собой и сделали вывод: «Все профессии важны, все профессии нужны!».

Каждому ребенку  было предложено ответить письменно  на вопрос «Кем ты хочешь стать?», листочки свернуть и положить в коробочку. Доверившись удачи и случаю, перемешав все листочки и вытянув из коробочки,  каждый ребенок отвечал эта ли  профессия, какую он писал на листочке?  Дети пришли к единому мнению, что к вопросу о выборе профессии нужно подходить серьезно, найти занятие по душе, а не полагаться на случай.

Пройдет еще немало лет, прежде чем ребятам  придется делать свой выбор,  а сейчас главный труд каждого  – это учеба и получение хороших знаний.

Социальный педагог стационарного отделения Скрипченко Ирина Геннадьевна.