Влияние нейропсихологических упражнений на развитие психических функций
Влияние нейропсихологических упражнений
на развитие психических функций
Что такое нейропсихология? Это современное научное направление, которое изучает связь между функциями головного мозга и психическими процессами, благодаря чему становится возможным определить влияние различных участков мозга на личность, поведение и развитие. Любая психическая или физическая деятельность – это сложноорганизованная система сигналов и импульсов в головном мозге. Овладение любыми навыками требует слаженной работы всех отделов мозга в течение всей жизни.
С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно «работали» необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира-это перемещение своего тела в пространстве.
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт «кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи.
За различные процессы: письмо, чтение, счет – отвечают различные участки мозга. Эти участки развиваются в процессе онтогенеза, то есть в процессе роста и развития человеческого организма с самого раннего детства. Нужно понимать, что формируются они от, казалось бы, не связанных на первый взгляд движений и действий, например от бега, ползания, прыжков и так далее.
Например, ребенок практически не ползал, а сразу начал ходить. Родители счастливы: «Какой развитый малыш»! И тут неожиданно в начальной школе, у ребенка проявляются проблемы с почерком, а потом еще дальше еще и с геометрией. Оказывается: при ползании у ребенка развиваются участки мозга, отвечающие за навыки ориентации в пространстве. Соответственно, если ребенок эту стадию пропустил, то эти участки развились недостаточно, что в дальнейшем приведет к проблемам. Для устранения подобных проблем применяются методы нейрокорреции.
А что же это такое нейрокоррекция?
Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс упражнений и психологических приемов, позволяющих изменить или компенсировать нарушенные функции головного мозга (мышление, восприятие, память, внимание и т.д.), для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной и когнитивной.
Двигательная коррекция служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей.
Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.
Как это работает?
Двигательные упражнения стимулируют зоны коры головного мозга, которые отвечают за контроль движений и взаимодействие полушарий, развивают ассоциативные связи и пространственные способности ребенка. Упражнения повторяют естественные движения (движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание), которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения.
Когнитивные упражнения развивают познавательные навыки, речь и артикуляцию, помогают преодолеть трудности в учебе.
Через управление своим телом и своими движениями, а также через овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.
Подготовила
/ педагог-психолог
Т.В. Мурзина /