Адаптация детей в стационарном отделении ГУСО НСРЦ «Гарант»

При поступлении ребенка обязательно возникает проблема работы с новичком в его социальной адаптации. Как социальный педагог, я помогаю ребенку «прижиться», освоиться в центре. Для ребенка этот процесс непростой, важно суметь его расположить к новому коллективу взрослых и детей. Естественно, ребенок волнуется, поэтому все сотрудники отделения стараются, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия и тепла, заботы о его судьбе. Даем ребенку почувствовать, что он здесь не безразличен. Для ребят созданы комфортные  условия для проживания, приближенные к домашним. Воспитанники обеспечиваются одеждой, обувью, школьными принадлежностями, бытовой химией, следим за полноценным питанием.

Все мероприятия в работе отделения направлены на восстановление  утраченных ребенком социальных связей,  социального статуса, восстановление его прав.

На протяжении всего периода реабилитации несовершеннолетний обеспечивается учебной, трудовой, познавательной и досуговой деятельностью.

Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания  происходит во время индивидуальных трудовых поручений, общественно-полезного труда в помещении при хозяйственно- бытовом, ручном  труде, опт на территории  при уборке  участков от мусора, труд на огороде в весенне-летний период,  дежурства в комнатах, при оказании  посильной помощи сотрудникам центра.

Формирование санитарно-гигиенических навыков  у детей происходит во время проведения гигиенических процедур, на занятиях по этому направлению, а также в индивидуальном порядке. Если при поступлении дети не имеют санитарных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации такие навыки сформированы у каждого. Впоследствии эти навыки применяются в его дальнейшей самостоятельной жизни.

Педагогическая реабилитация включает проведение развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по программе дополнительного образования «Солнечные лучики». Для ребят организован процесс самообслуживания, оказывается психологическая и доврачебная помощь.

Большую роль в дальнейшей реабилитации играет адаптационный период. Для одних детей это неделя, для других мало месяца. Это зависит от работы коллектива учреждения, а также характерных особенностей ребенка. Все сотрудники стараемся придерживаться единых требований к ребенку, проявляем внимание, доброту, заботу, ласку. Дети, видя тепло и заботу взрослых, оттаивают, становятся просто мальчишками и девчонками, с их заботами и интересами. А выявить и развить детские интересы помогают занятия в различных клубах, в соответствии с программами дополнительного образования, разработанных воспитателями и инструкторами по труду – руководителями клубов: «Хозяюшка», «Рукоделие», «Веселые краски», «Яркий бисер», «Торцевание», «Этот удивительный песок», «Радуга творчества»,  «Волшебный клубок», «Непоседы», «Столярная мастерская».

Только знание ребенка помогает нам принимать правильное решение в помощи ребенку или его перевоспитании. Такие сведения я получаю из доверительных бесед с ребенком, проведения анкетирования на темы «Я и моя семья», «Адаптация», «Чувства в школе», «Выявление жестокого обращения», «Выявление мотивов в учебной деятельности», тестирование «Моя самооценка», анализа поведения и круга его общения через наблюдения. С детьми проводятся беседы  о правилах  проживания в центре, правилах  поведения в общественных местах;  консультации, инструктажи по  формированию основ безопасности жизнедеятельности,  информационной безопасности, мероприятия по профилактике ПАВ и по  формированию здорового образа жизни; классные часы, диспуты и дискуссии по профилактике противоправного поведения, профилактике безнадзорности и правонарушений, профилактике суицидального поведения, культурно – массовые мероприятия.

Я, как социальный педагог, активно работаю с классными руководителями, социальными педагогами школ, контролирую посещаемость и успеваемость школьников. Приучаем ребят к содержанию в порядке школьной сумки, учебников, тетрадей, дневников, в своем внешнем виде. Благодаря  кропотливой работе, терпению воспитателей, психолога, дети подтягиваются в учебе, получают положительные оценки, что значительно повышает их самооценку.

Одним из условий успешной адаптации ребенка в учреждении является усвоение им правил общения с людьми. Групповые коррекционно – развивающие занятия  способствовали обучению конструктивным поведенческим реакциям, снятию деструктивных элементов в поведении, развитию позитивной самооценки, ребята учились осознавать собственные эмоции, сочувствовать другим. Занятия проводились с использованием мультимедиа, пособия «Кукольный театр», «Дидактическая черепаха», дидактических обучающих карточек, полифункционального оборудования сенсорной комнаты, детской литературы. Индивидуальные занятия проводились с целью диагностики и коррекции не только эмоционального состояния, но и познавательных процессов у детей. Когда ребенок чему – то учится и у него это получается, когда он видит положительный результат, заметно поднимается настроение, повышается уверенность в себе, возрастает мотивация, которая направлена на достижение успеха и желание развиваться.

Проводимая нами  коррекционно- реабилитационная работа по развитию социальных навыков у воспитанников Центра в дальнейшем способствует в   развитии способностей, воспитания  чувства собственного достоинства стремления к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, дает уверенность в завтрашнем дне.

Социальный педагог стационарного отделения Скрипченко Ирина Геннадьевна.