ТЕОРИЯ АУТИЗМА
ТЕОРИЯ АУТИЗМА.
Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
Особенности поведения аутистов.
Стереотипное поведение.
Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело. Выполнение ежедневных ритуалов. Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции малыша.
Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки. Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке. хлопанье в ладош, щелканье пальцами, покачивание головой, другие однообразные движения. Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.
Ранние проявления аутизма у детей.
Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.
Диагностика аутизма
Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.
Признаки аутизма.
-Неорганизованность.
-Витание в облаках.
-Забывчивость.
-Непонимание чужих ожиданий
-Повышенная тревожность
Сопротивление переменам
-Предпочтение однообразию
-Расстройство в ответ на перемены
— Повторяющиеся действия
Отказ от сотрудничества
-Неуверенность в том, как выполнить указания
-Попытка сохранить порядок и предсказуемость
-Избегает определенных звуков или освещения
-Не смотрит в глаз
-Трогает посторонние предметы, вращает их
— Нюхает различные предметы
-Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность
Этапы преодоления аутизма
Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его.
Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
Устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей
Обучение подражанию и наблюдению
/Педагог — психолог
Макарьевская С. Н./