ТЕОРИЯ АУТИЗМА

ТЕОРИЯ АУТИЗМА.

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Особенности поведения аутистов.

Стереотипное поведение.

Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело. Выполнение ежедневных ритуалов. Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции малыша.

Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки. Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке. хлопанье в ладош, щелканье пальцами, покачивание головой, другие однообразные движения. Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.

Ранние проявления аутизма у детей.

Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.

Диагностика аутизма

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Признаки аутизма.

-Неорганизованность.

-Витание в облаках.

-Забывчивость.

-Непонимание чужих ожиданий

-Повышенная тревожность

Сопротивление переменам

-Предпочтение однообразию

-Расстройство в ответ на перемены

— Повторяющиеся действия

Отказ от сотрудничества

-Неуверенность в том, как выполнить указания

-Попытка сохранить порядок и предсказуемость

-Избегает определенных звуков или освещения

-Не смотрит в глаз

-Трогает посторонние предметы, вращает их

— Нюхает различные предметы

-Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность

Этапы преодоления аутизма

Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его.

Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.

Устранение неконструктивных форм поведения: агрессии и самоагрессии ухода в себя и зацикленности страхов и навязчивостей

Обучение подражанию и наблюдению

 

 

                                                                                                                   /Педагог — психолог

Макарьевская С. Н./