Адаптация несовершеннолетних в стационарном отделении ГУСО НСРЦ «Гарант»

Адаптация несовершеннолетних в стационарном отделении

ГУСО НСРЦ «Гарант»

      При поступлении ребенка в центр обязательно возникает проблема работы с новичком в его социальной адаптации. Совместно с воспитателями,  с первых минут пребывания, помогаю ребенку «прижиться», освоиться в центре. Для ребенка этот процесс не простой, важно суметь его расположить к новому коллективу взрослых и детей. Естественно, ребенок волнуется, поэтому стараемся, чтобы он окунулся в атмосферу участия и тепла, заботы о его судьбе.  Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, когда за ними придет мама. Все сотрудники отделения стараются дать ему почувствовать, что он здесь не безразличен.

Одной из важнейших задач реабилитации детей и подростков является своевременная диагностика их психического развития, здоровья, проблем педагогического характера. Поэтому педагог – психолог проводит диагностику ребенка. Через 5-7 дней после поступления, проводим МППК, где намечаем план работы с семьей, индивидуальную программу реабилитации ребенка.

На протяжении всего периода реабилитации несовершеннолетний обеспечивается учебной, трудовой,  познавательной,  досуговой  деятельностью. Педагогическая реабилитация включает проведение развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по программе дополнительного образования «Солнечные лучики». Для детей организован процесс самообслуживания, оказывается психологическая и доврачебная помощь. Все мероприятия в отделении направлены на восстановление утраченных ребенком социальных связей, социального статуса, восстановление прав.

Большую роль в дальнейшей реабилитации играет адаптационный период. Для одних детей это неделя, для других не хватает и месяца. Все зависит от характерных особенностей ребенка. Стараемся придерживаться единых требований к ребенку, проявляем внимание, доброту, заботу и ласку.

Выявить и развить детские интересы помогают занятия в различных клубах, в соответствии с программами дополнительного образования, разработанных руководителями клубов:  «МЧС», « Хозяюшка», «Рукоделие», «Веселые краски», «Волшебный квиллинг», «Торцевание», « Мукосолька», «Эстрадный вокал», « Теннис», «Столярная мастерская», «Декоративная роспись по дереву».

Только знание ребенка помогает нам принимать правильное решение в помощи воспитаннику или его перевоспитании. Такие сведения я получаю из доверительных  бесед с ребенком, проведении анкетирования на темы «Я и моя семья», «Адаптация», « Чувства в школе», «Выявление мотивов в учебной деятельности», анализа поведения и круга его общения через наблюдения.  Провожу беседу с использованием брошюры «Правила поведения  и проживания в центре», «Правила поведения в общественных местах», лекции «Знаешь ли ты свои права», «Твои обязанности», «Режим дня и его значение», тестирование «Есть ли у тебя сила воли», «Как ты проводишь свободное время», по календарным праздникам и другие.

У школьников зачастую, не привит интерес к учебе, отсутствует самодисциплина. От нашей совместной деятельности зависит, как ребенок пойдет в школу, как его там примут, как он адаптируется в новом классе. Приучаем  ребят к содержанию в порядке своей школьной сумки, учебников, тетрадей, дневников, в своем внешнем виде.

Благодаря кропотливой работе, терпению воспитателя, психолога, моим контролем за учебным процессом, дети подтягиваются в учебе, получают положительные оценки, которые с гордостью выставляют в «Экран успеваемости». Конечно, не всегда можно добиться хорошего результата, значение имеет отношения учителя в школе, иногда наших детей не воспринимают как равными в классе. И тогда очень трудно добиться доверия ребенка, мы ему говорим одно, а в школе он чувствует другое.

Огромную  работу проводит психолог отделения. Многим детям не хватает внимания, поддержки, понимания со стороны взрослых, а именно доверительных бесед, разговора «по душам». Поэтому на индивидуальные занятия они идут с большим желанием, наедине рассказывают о себе, своей семье, жизни, о том, что любят, о чем мечтают и что их беспокоит. Приятно видеть, когда ребенок выходит из кабинета психолога с чувством легкости, радости, с желанием вновь прийти и поработать с негативными чувствами, как обида, вина, страх, чтобы выбросить их из своего детского сознания.

В целях воспитания духовности в стационарном отделении ежемесячно организованы встречи со священнослужителями, которые проводят с ребятами различные мероприятия на тему «Православное просвящение». По воскресеньям дети с интересом посещают воскресную школу. В отделении оформлен небольшой уголок со святыми образами.

Большое значение имеет оздоровительная работа в отделении. Почти все  дети имеют ослабленное здоровье, поэтому  регулярно проводятся оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, лечебно-профилактические процедуры, лабораторные исследования, осмотр узкими специалистами, наблюдение за состоянием здоровья, наблюдение питьевого режима, проведение санитарно — просветительской работы, закаливание, витаминизация. Инструктором по физ.культуре  проводятся групповые  занятия со школьниками и дошкольниками согласно графика работы. Проводит индивидуальную  работу  с детьми на развитие выносливости, гибкости,  быстроты и силы.   А также коррекционные занятия с детьми  – специальные корригирующие упражнения для коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику. Проводит  соревнования по волейболу, футболу, теннису; эстафеты  «Веселые старты», «Быстрее, выше, сильнее»; спортивные игры «Веселые ребята», «А, ну-ка, мальчики!», «Малые олимпийские игры». Соц.педагог, воспитатели, мед.сестра регулярно проводят беседы с детьми о здоровом образе жизни «Болезни грязных рук», «Что такое здоровье», «Распорядок Дня», «Опасные враги здоровья», «Если ты заболел», «Вредные привычки», «Золотые правила здоровья», «Будь здоров, малыш!»; Лекции  «Главные секреты чистоты», «Личная гигиена девочек, мальчиков», «Главные законы здоровья», «О половом воспитании», «Страшные враги здоровья»; Практические занятия « Помощь при носовом кровотечении», «Помощь при обмороке», «Первая помощь при обморожениях»; Презентации « Курение и алкоголизм» и др.  В теплое время года организуем походы детей в лес, на реку, целевые прогулки.  Зимой  ребята с увлечением катаются на санках, посещают каток на городском стадионе.

Регулярно планируем и проводим экскурсии в районную  детскую библиотеку, где ребята встречаются с местными писателями «По страницам книг», ветеранами ВОВ, посетили урок  истории «Война прошла по этим судьбам», виртуальную  экскурсию по местам боевой славы «Набат войны стучится в наше сердце», военно – историческую  игру «Расту патриотом», информационные часы «Краеведы земли Нерчинской».  В музее посещаем тематические выставки- обзоры,  которые рассказывают о природе родного края, о ветеранах, памятных событиях города, страны.

15 декабря  старшие ребята побывали в производственном цеху у  индивидуального предпринимателя, с целью повышения профессиональной ориентации. Узнали много нового  и интересного о работе повара – кондитера и пекаря.

В данное время все дружно готовимся к Новому году: вырезаем снежинки,  красочно украшаем  комнаты и окна, оформляем  на улице участок  по сказке «Три поросенка». С муз.руководителем  дети разучивают стихи и песни к любимому всеми празднику. А инструктор по труду готовит сказочные костюмы для каждого воспитанника отделения.

Ребята, видя тепло и ласку, оттаивают и становятся просто мальчишками и девчонками, с их заботами и интересами.

/соц. педагог

Скрипченко И.Г./