ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать. Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но к психологической готовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие ребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения.
Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе, но при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите подождать!» – говорят они психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным и не самым важным.
Чему и как учить ребенка до поступления в школу? Единого для всех рецепта на этот счет нет и быть не может. Ясно только, что «готовить» ребенка к школе нужно с самого его рождения, и семья играет в этом первостепенную роль.
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя следующие параметры психического развития:
Личностно-социальная готовность, которая заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Эмоционально-волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя – это умение управлять своим поведением, эмоциями, двигательной активностью, подчинять свои непосредственные желания установленным правилам, например: сидеть тихо и не ходить по классу на уроке, поднимать руку, а не кричать с места, самостоятельно садиться за домашние задания и т.д. Иными словами, это доминирование НАДО над ХОЧУ.
Интеллектуальная готовность. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Развитие мелкой моторики.
К шести-семи годам дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении, знать:
- свои имя, фамилию, отчество, возраст (желательно дату рождения);
- домашний адрес, свой город, страну, в которой живет;
- фамилию, имя, отчество родителей, их профессии.
- Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
- Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных, птиц;
- названия овощей, фруктов, ягод;
- виды транспорта.
Дети в предшкольном возрасте должны уметь:
- различать обувь, одежду и головные уборы;
- различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ);
- полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке; рассказывать русские народные сказки;
- назвать 6-10 запомнившихся предметов, картинок, слов;
- хорошо владеть ножницами, вырезать по контуру предмет;
- владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные
линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы, не выходя за контуры;
Ребенок 6 лет должен уметь:
- различать предметы по признаку формы;
- сравнивать по длине, высоте, ширине, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
- знать различные цвета и др.
Мотивационная готовность или наличие учебной мотивации. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если у него не сформирована готовность к социальной позиции школьника. Необходимо подготовить психологически ребенка к школьному обучению, чтобы он с радостью ожидал поступления в 1 класс, не боялся встречи с незнакомыми одноклассниками, учителями; убедите его, что в школе он найдет новых друзей и добрых взрослых (учителей). Формируйте у него положительное отношение к школе, стремление занять новое социальное положение: стать школьником. Старайтесь, чтобы ребенок понял важность школьного обучения, уважения учителя, одноклассников, с интересом ожидал поступления в 1 класс. Расширяйте и углубляйте представления ребенка об учебной деятельности, создавайте у него эмоционально благополучное отношение к будущей школьной обстановке.
У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.
Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления в школу.
ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.