Чтобы быть вооруженным, надо знать!

В ГУСО НСРЦ «Гарант» 06.07.2020 г. была проведена консультация «Что такое суицид и как с ним бороться» со специалистами  отделения  сопровождения  семей с детьми.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

С этим словом очень часто сталкиваются специалисты социальной сферы. К сожалению, не только слышат, но и им приходиться работать с несовершеннолетними, которые высказывают суицидальные мысли, пытаются покончить свою жизнь самоубийством, совершают суициды и их спасают, иногда бывают и смертельные исходы. А так как психологов у нас не хватает, особенно в селах, то оказывать поддержку суицидентам и их окружению приходится другим специалистам социальной сферы. А для этого нужны знания, чтобы поддержать ребенка, родных, близких  в такой ситуации, и главное, чтобы не навредить.

    Психологический смысл суицида чаще всего заключается в проживании, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей  оказывается человек.

Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

На нашей консультации мы познакомились, какие типы суицидального поведения существуют:

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать,  как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

       Мы говорили о том, каковы же признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида. К ним относятся:

-потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

-частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

-необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

-ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

-нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-погруженность в размышления о смерти,

-отсутствие планов на будущее,

-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

        Взрослых, близкому окружению суицидента очень важно знать признаки готовящегося самоубийства.

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.

Мы познакомились с факторами, препятствующими возникновению суицидального поведения у подростков.

        За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния —  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

      В конце нашего занятия мы со специалистами проговарили, как у ребенка суицидента, который пытался совершить суицид, провести интервью, какие вопросы ему можно задавать. Были даны рекомендации для родителей, как с ними проработать эту ситуацию.

      После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним  и проводить иные профилактические действия.

Педагог-психолог

Макарьевская С.Н.