«Труд – основа жизни»

«Труд – основа жизни»

Дети! Надобно трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родится
Много горя и стыда.
Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы
Достается людям честь.
Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.

Грот Я.

Труд – важнейшее средство воспитания детей, находящихся в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Государственное учреждение социального обслуживания «Нерчинский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гарант».

Стационарное отделение нашего Учреждения, обеспечивает временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках Центра все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.
Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно – гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд.
Поэтому, работа с детьми у нас ориентирована на комплексном подходе в подготовке к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.
Учитывая то, что подростковый период выражается в потребности общения, стремлению к самостоятельности, необходимости самоутвердиться среди сверстников и взрослых, соответственно, в практические занятия включены следующие формы работы:
— индивидуальные (выполнение посильных трудовых поручений);
— групповые (через практические задания, распределяемые по группам);
— и коллективные.
Воспитатели строят работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь. Совместно с детьми выполняют посильную работу на участке, огороде, в быту. Весь процесс воспитания организован так, что дети учатся понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Наш учебно – тематический план по трудовому воспитанию.

Цель: развитие трудовых умений и навыков детей, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.
1) Самообслуживающий труд:
1) «Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)
1.Режим дня и личная гигиена.
2.Ароматы тела. Современные средства гигиены.
3.Ежедневный уход за кожей, пораженной угревой сыпью. Современные средства ухода за кожей.
4.Порядок в моем гардеробе.
5.Большая стирка. Стирка, чистка и сушка одежды.
6.Волшебный утюг. Глажка школьной одежды.
7.Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды – зашивание дыр, пришивание пуговиц.
8.Помогаю обуви сам! Уход за обувью.
2) «Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»). Кружок «Хозяюшка».

1.Профессия повар.
2.Сервировка стола.
3.Все салаты хороши – выбирай на вкус!
4.Бутербродный стол.
5.Лакомство для семьи. Приготовление домашнего пирога.
6.Пицца для друзей.
7.Яблоки на десерт. Запеченные яблоки в духовке.
8.Фаршированные кабачки и многое другое.
2) Общественно – полезный труд:
1.«Час труда. Бытовой труд»
1.Час труда. Наведение порядка в доме.
2.Час труда. Генеральная уборка в доме.
3.Час труда. Дежурство в столовой.
4.Час труда. Уход за комнатными растениями.
5.Помощь в ремонте и покраске оборудования на площадке.
2. «Трудовая неделя. Труд в природе»
Осеннее время года.
1.Трудовая неделя. Уборка урожая.
2.Трудовая неделя. Благоустройство земельной площади в осеннее время года.
3. Субботники.
Зимнее время года.
1.Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.
2.Трудовая неделя. Оформление участка снежными постройками.

Весеннее время года.
1.Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.
2.Трудовая неделя. Подготовка цветников к посадке растений. Оформление клумб.
3.Трудовая неделя. Посев овощей.
4.Трудовая неделя. Уход за высаженными растениями.
5. Субботники.

Летнее время года.
1.Трудовая неделя. Благоустройство летнего участка. Посадка растений в цветнике.
2.Трудовая неделя. Уход за цветущими растениями.
3. Трудовая неделя. Уход за овощными растениями.
4.Субботники.

Работа в данном направлении педагогически целесообразна, так как результаты позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально – трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков детей нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

/Воспитатель:

Н.И. Путинцева/