Трудная жизненная ситуация
Понятие трудная жизненная в целом определяется как временная, создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность.
Классифицировать трудную жизненную ситуацию ребенка и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической и социальной поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
Дети являются самой незащищенной, уязвимой категорией людей, пострадавших от физического, сексуального и эмоционального насилия. По статистическим данным, от произвола родителей ежегодно в мире страдают 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тысячи кончают жизнь самоубийством.
В возрасте до 14 лет, травмированные дети имеют высокие показатели личностной тревожности.
У ребенка еще не сформированы устойчивые защитные механизмы, помогающие выжить в сложной жизненной ситуации, поэтому он находится на гране срыва, испытывает панический страх от неизвестности и угрозы жизни, и в итоге, теряет контакт с реальностью, остро переживая психопатические реакции. Беспомощность, боль и растерянность часто толкают ребенка на неадекватные формы поведения, которые шокируют, удивляют и вынуждают взрослых задуматься.
Психологический портрет ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации:
- утомленный, сонный (часто опухший) вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к кражам, лжи;
- привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;
- проявление агрессивности и импульсивности, которые часто
меняются апатией и подавленным состоянием;
- трудности обучения, приводящие к плохой успеваемости;
- пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;
- повреждения любых органов тела, нарушения в функционировании;
- трудности в выражении чувств;
- проявление агрессивности, тревожности детей, что сказывается на их отношении с другими людьми;
- стеснительность, скрытность,
избегание сверстников;
- негативизм, боязнь взрослых, предпочтение общения только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
- страх физического контакта,
боязнь идти домой.
Психологический портрет ребенка в трудной жизненной ситуации близок, по сути, к дезадаптивному (т. е. отклоняющемуся от нормы), при котором усложняется усвоение социально-нравственных и культурных норм поведения.
Как же помочь ребенку? Что нужно делать учителю, специалисту социальной сферы, когда ребенок оказался в такой ситуации?
Вы должны побеседовать с ребенком для выяснения ситуации и определения характера дальнейших ваших действий.
Во время беседы придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Избегать вопросов, на которые можно дать односложный ответ;
- Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых травматических моментах;
- Избегать специальных терминов, грамматически сложных вопросов
- Избегайте вопросов «почему?»
Помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации оказывать очень трудно, в силу сплетённости разных проблем: выработанного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности, с одной стороны, и сформированного отрицательного отношения окружающих к их поведению, внешнему виду и способностям, с другой.
В работе с «трудными» или детьми группы риска обязательно нужно применять гуманистический стиль общения – без оценочное принятие ребенка ровное, терпеливое отношение к нему.
Профилактическая работа классного руководителям с детьми и родителями:
- запланировать родительские собрание с актуальной тематикой;
- детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, выходах в театры, музеи, кинотеатры;
- с целью профилактики разъяснять опасность насилия, ориентировать детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.
Один педагог, вне зависимости от его квалификации и опыта работы, не может быть способен к выполнению всего комплекса реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для осуществления необходимой помощи детям нужна междисциплинарная команда специалистов. Она может работать в организациях разного профиля, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психолога, социального педагога, учителя, а в некоторых случаях даже юриста.
Первостепенными задачами такой команды являются: обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
К сложной или трудной жизненной ситуации, в которой может оказаться ребенок, относится не только физическое насилие в семье и пренебрежение родителями нуждами ребенка, но и сексуальное насилие, алкоголизм родителей как фактор жестокого обращения с ребенком, психологическое, эмоциональное насилие в семье, депрессивные состояния и т. д.
Дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в какой бы форме она ни была, выпадают из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития, ощущения безопасности.
Давайте будем внимательны к детям, ведь наши дела и поступки говорят громче всяких слов!
СОСТАВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ГУСО НСРЦ «ГАРАНТ»
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.