Трудная жизненная ситуация

Понятие трудная жизненная в целом определяется как временная, создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы;  ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность.

Классифицировать трудную жизненную ситуацию ребенка и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической и социальной поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

Дети являются самой незащищенной, уязвимой категорией людей, пострадавших от физического, сексуального и эмоционального насилия. По статистическим данным, от произвола родителей ежегодно в мире страдают 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тысячи кончают жизнь самоубийством.

В возрасте до 14 лет, травмированные дети имеют высокие показатели личностной тревожности.

У ребенка еще не сформированы устойчивые защитные механизмы, помогающие выжить в сложной жизненной ситуации, поэтому он находится на гране срыва, испытывает панический страх от неизвестности и угрозы жизни, и в итоге, теряет контакт с реальностью, остро переживая психопатические реакции. Беспомощность, боль и растерянность часто толкают ребенка на неадекватные формы поведения, которые шокируют, удивляют и вынуждают взрослых задуматься.

 

Психологический портрет ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации:

  • утомленный, сонный (часто опухший) вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • склонность к кражам, лжи;
  • привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;
  • проявление агрессивности и импульсивности, которые часто

меняются апатией и подавленным состоянием;

  • трудности обучения, приводящие к плохой успеваемости;
  • пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;
  • повреждения любых органов тела, нарушения в функционировании;
  • трудности в выражении чувств;
  • проявление агрессивности, тревожности детей, что сказывается на их отношении с другими людьми;
  • стеснительность, скрытность,

избегание сверстников;

  • негативизм, боязнь взрослых, предпочтение общения только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • страх физического контакта,

боязнь идти домой.

 

Психологический портрет ребенка в трудной жизненной ситуации близок, по сути, к дезадаптивному (т. е. отклоняющемуся от нормы), при котором усложняется усвоение социально-нравственных и культурных норм поведения.

 

Как же помочь ребенку? Что нужно делать учителю, специалисту социальной сферы, когда ребенок оказался в такой ситуации?

Вы должны побеседовать с ребенком для выяснения ситуации и определения характера дальнейших ваших действий.

Во время беседы придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Избегать вопросов, на которые можно дать односложный ответ;
  • Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых травматических моментах;
  • Избегать специальных терминов, грамматически сложных вопросов
  • Избегайте вопросов «почему?»

Помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации оказывать очень трудно, в силу сплетённости разных проблем: выработанного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности, с одной стороны, и сформированного отрицательного отношения окружающих к их поведению, внешнему виду и способностям, с другой.

В работе с «трудными» или детьми группы риска обязательно нужно применять гуманистический стиль общения – без оценочное принятие ребенка ровное, терпеливое отношение к нему.

Профилактическая работа классного руководителям с детьми и родителями:

  • запланировать родительские собрание с актуальной тематикой;
  • детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, выходах в театры, музеи, кинотеатры;
  • с целью профилактики разъяснять опасность насилия, ориентировать детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.

Один педагог, вне зависимости от его квалификации и опыта работы, не может быть способен к выполнению всего комплекса реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для осуществления необходимой помощи детям нужна междисциплинарная команда специалистов. Она может работать в организациях разного профиля, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психолога, социального педагога, учителя, а в некоторых случаях даже юриста.

Первостепенными задачами такой команды являются: обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.

К сложной или трудной жизненной ситуации, в которой может оказаться ребенок, относится не только физическое насилие в семье и пренебрежение родителями нуждами ребенка, но и сексуальное насилие,  алкоголизм родителей как фактор жестокого обращения с ребенком, психологическое, эмоциональное насилие в семье, депрессивные состояния и т. д.

Дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в какой бы форме она ни была, выпадают из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития, ощущения безопасности.

 

Давайте будем внимательны к детям, ведь наши дела и поступки говорят громче всяких слов! 

 

СОСТАВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ГУСО НСРЦ «ГАРАНТ»

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.