Толерантность — дорога к миру

Толерантность — дорога к миру

С самого рождения мы с вами окружены людьми –это наши близкие, знакомые и совсем незнакомые нам  люди. Мы с вами являются частью общества, мы в нем рождаемся, растем, учимся, работаем, отдыхаем, в общем живем. Мы подчиняемся законам общества: гласным- это те, которые написаны в различных кодексах, и негласным: это те, по которым «принято» себя вести. И те, и другие законы, каким-то образом в нашем обществе появились, сформировались и закрепились. Мы прислушиваемся к общественному мнению, потому что хотим услышать слова поддержки и одобрения. Бывает, что наши ожидания оправдываются, а бывает и наоборот. Общество каким- то образом относится к нам, осуждает, восхищается или не замечает. Поскольку общество-это динамичная система, оно постоянно изменяется и развивается, у него есть история отношения к людям, которые в него входят, оно меняет свои взгляды, перераспределяет авторитеты. В этой статье хотелось бы вместе с вами обсудить проблему отношения общества к детям с особенностями развития. Начнем с истории. Очень часто, обращаясь к нашей истории, нам становится неуютно от того, что мы узнаем. И, тем не менее, отрицать факты нет смысла, потому что даже самые неприятные сведения из прошлого помогают нам понять то, что происходит в настоящем.

О том, как общество относилось к детям-инвалидам, мы впервые узнаем из мифов о древней Спарте, где, согласно древнему историку Плутарху, немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции , где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. Но, в то же время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию. При помощи методов гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения, но они были доступны только богатым гражданам. Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чье развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.

Действительно, обращаясь к истории, мы видим, что отношение к детям с физическими или психическими недостатками, было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к детям с особенностями-  от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в  разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема, вызывающая их , просто  «закрывается». Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать. Но существует закон равновесия, как бы мы этому не противились, и та информация, которую мы не хотим замечать, появляется перед нами в еще более усложненной форме, а в определенный момент достигает такого содержания, которое уже невозможно не замечать и игнорировать. Детская инвалидность возрастает, принимая катастрофические масштабы, об этом становится все сложнее молчать. Это касается всего общества, это его боль, и общество в определенный момент понимает, что пыталось лечить эту боль не тем способом. Чтобы исцелить болезнь в первую очередь следует признать ее существование, принять ее, а затем уже искать способы лечения.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в СМИ. Решением этой проблемы становится введение инклюзивного образования. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. Include-заключаю, включаю)-процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иначе говоря, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ совместно со сверстниками в одном классе, а не в специальном. И для того, чтобы идеи инклюзивного воспитания в полной мере реализовались, необходимо изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия и агрессии до милосердия и заботы. Несмотря на всю неверную информацию, страхи, стереотипы, вызывающих негативное отношение к людям с ограниченными возможностями, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении социализации, личностного  развития и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это не только позволит детям с особыми потребностями обеспечить успех в жизни, но и дает право выбора, дает возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Необходимо осознавать, что детей с особенностями в развитии  необходимо научить жить в социуме, навыкам независимости и самостоятельной жизни. А гарантом равных прав и условий для развития и самореализации должно выступить образование. Дело в том, что одна из важнейших проблем детей с особенностями в развитии является своеобразная «изоляция» от мира, общества, природы, а порой и элементарного образования. Другая не менее важная проблема-это наличие физических и психических барьеров, мешающих наладить контакты со сверстниками и приводящие в конечном итоге к неприятию и негативному отношению со стороны общества. Педагогу необходимо понять, что нельзя насильно привить чувство терпимости исходя из его формального понимания, оно не должно навязываться, толерантность приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Именно поэтому педагогу необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс  таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия. Что касается отношения между детьми с ограниченными возможностями и одноклассниками, не имеющими инвалидности, то, по словам некоторых детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, чем дольше ребенок учится в этом классе, тем лучше у него выстроены отношения с одноклассниками. Как правило, основные сложности в общении встречаются на начальном этапе, когда ребенок-инвалид только попадает в класс. Непривычные для окружающих манеры и неконтролируемые движения, свойственные ребенку-инвалиду, кажутся детям странными и непривычными, поэтому они стараются держаться от этого ребенка подальше, показывая своим поведением, что он не такой, как они (обзывают его или не идут на контакт). Однако со временем, когда дети лучше узнают друг друга, они привыкают к особенностям своего одноклассника-инвалида и начинают относиться к нему с пониманием (по возможности стараются помочь, например, подняться по лестнице и т.п.).

ГУСО НСРЦ «Гарант» также использует метод инклюзивного образования в своей работе. При проведении консультаций, бесед, праздников уже систематически приглашаются как здоровые дети, так и дети с особенностями в развитии, и все задействованы в конкурсах, никто не чувствует себя одиноким, и никто из детей не замечают недостатков других.

Чего собственно хочется? Хочется, чтобы общество было дружественным! По мнению самих детей-инвалидов и людей, которые их окружают (родители и эксперты, работающие с детьми), дружественным общество является в том случае, если:

-соблюдается право ребенка жить и воспитываться в семье- со стороны общества нет давления на родителей об отказе от ребенка, что регулярно практикуется, например, врачами;

-Ребенку психологически комфортно жить в обществе — дети-инвалиды воспринимаются как обычные дети, не выделяются в отдельную категорию;

-Общество открыто для общения с детьми-инвалидами, не допускается социальная изоляция ребенка, включение ребенка-инвалида в социальную жизнь.

-окружающие проявляют уважение к инвалидам, умеют радоваться их достижениям, даже если для здоровых людей они кажутся пустяками, понимают и ценят их старания, готовы к тому, что не всегда дети-инвалиды способны сделать все то, что могут здоровые дети, быть готовыми помочь им;

-отсутствует агрессия по отношению к этим детям- люди относятся с пониманием;

-учитываются потребности этих детей и их семей — их родители не должны сталкиваться, например, с проблемами трудоустройства;

-доминирующим чувством со стороны населения по отношению к инвалидам является уважение, а не жалость. Дружественное общество-это общество, в котором ликвидированы психологические, социальные, экономические, физические барьеры.

И о самом главном: особый ребенок начинает свой жизненный путь в семье, для него семья- целый мир, все общество и каким образом семья относится к ребенку, таким и будет воспринимать себя маленький человечек. Если семья относится к ребенку с уважением, любит его, не считает обузой, помогает развиваться, то ребенок вырастает уверенным в себе, потому что принимает себя таким, какой он есть. Это самый большой и самый ценный ресурс формируется именно в семье. Любить и гордиться достижениями своего ребенка — вот что необходимо  делать. Это и правда трудно, но это все-таки возможно. Только таким образом можно внести кардинальные перемены в систему общественной межличностной коммуникации. Только если «особые» люди научатся уважать себя, отстаивать свои права (самостоятельно или при поддержке своей семьи), общество не сможет обижать или игнорировать их. Помогите своим детям вырасти гармоничными личностями, ищите в себе силы, объединяйтесь с другими родителями, занимающимися воспитанием «особых» деток, вступайте в открытый диалог с родителями здоровых детей, со специалистами, обменивайтесь опытом, делитесь своими достижениями и трудностями. И всегда заботьтесь о себе, о своей семье, старайтесь сделать то общество, в которое попадает ваш ребенок сразу после рождения, безопасным, справедливым, принимающим.

Удачи вам, здоровья, много душевных сил и терпения!

ГУСО НСРЦ «Гарант»

Специалист по социальной работе Лажук Е.Г.