Роль досуговой деятельности в профилактике девиантного поведения воспитанников ГУСО НСРЦ «Гарант» Забайкальского края

Роль досуговой деятельности в профилактике девиантного поведения воспитанников ГУСО НСРЦ «Гарант» Забайкальского края

На сегодняшний день тема досуговой занятости воспитанников в стенах нашего центра очень актуальна, я бы даже сказала, злободневна. Ведь известно, что свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. В то же время правильно организованный досуг может стать средством развития личности ребёнка.

Вопрос организации досуга стоит в ряду основных приоритетных задач. Ведь когда мы говорим о профилактике преступлений, наркомании, табакокурения, суицида, то это не только беседы, мониторинги это в первую очередь, заполнение пустого пространства воспитанника. И как не навредить, не переусердствовать, так как 16 часов в сутки занять ребенка спортом, соревнованиями, играми, любимым хобби невозможно. Иногда, он как и все, хочет побыть один, и просто ничего не делать.

Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих — неуверенность в себе, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.

Эти дети находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для ребёнка – хорошей семьи, которую не заменит самый лучший детский дом или реабилитационный центр. Тем не менее, за время пребывания в нашем центре они должны освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни. Поэтому социализация воспитанников в условиях нашего центра «Гарант» осуществляется во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.

Поскольку ведущей деятельностью наших воспитанников является учебная, во время досуга мы стараемся развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность, творческий потенциал, художественное восприятие.

Все эти моменты вызвали необходимость постоянного обогащения содержания организации досуга, поиска новых методов и технологий его осуществления.

Основную задачу мы видим в развитии социальной активности и творческого потенциала каждого ребенка. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации.

Конечно, работа по организации досуга воспитанников в центре привлекает своей добровольностью выбора его различных форм.

Практика показывает, что наиболее привлекательными формами для воспитанников являются музыка, танцы, игры, ток-шоу. Но время движется вперед. И, нам, взрослым, надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды занятий.

Каждый день в стенах центра кипит творческая кухня, всего в центре работают 13 клубных объединений:

«Хозяюшка», МЧС, «Мукосолька», «Волшебная иголочка», «Теннис», «Рукоделие». «Грация», «Эстрадный вокал», «Волшебный квиллинг», «Торцевание», «Волшебные узоры», «Весёлые краски», «Столярная мастерская». Под руководством воспитателей-педагогов, музыкального руководителя, инструкторов по труду, дети с удовольствием посещают занятия.

Большое внимание и огромное количество времени уходит на организацию, подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий.

Праздник в центре – благодатное поле для реализации творческого потенциала детей. В процессе их подготовки и проведения каждый ребенок может проявить себя в различных ролях, отвечающих его интересам и стремлениям, достичь определенного уровня совершенствования своих природных задатков и потребностей. Недаром массовая работа рассматривается как один из составляющих элементов воспитательного процесса.

Помимо праздничных мероприятий для детей нашего центра по выходным проводится дискотека. Мероприятие, где дети могут отдохнуть и приятно провести время, потанцевать, послушать музыку и просто зарядиться положительными эмоциями.

Все наши мероприятия направлены на формирование основных человеческих ценностей. И наша задача научить каждого ребенка направлять свою деятельность в часы досуга на достижение поставленных целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил. Ведь от этого умения зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.

Мы стремимся научить, помочь, направить наших ребят правильно и умело распоряжаться своим свободным временем, тем самым достигать высших точек самореализации и становиться цивилизованными людьми нашего общества.

 

/Музыкальный руководитель

Романовская Е.А./