Рекомендации родителям будущих первоклассников

Первый класс — это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно в первый год обучения Ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности. В это время  у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию «школа». Он усваивает правила поведения в школе, приучается к дисциплине, обретает опыт общения. Деятельность первоклассников должна быть успешной, школьная жизнь должна доставлять ему радость и удовольствие. В этом ему должны помочь Вы – родители: вниматель­ное, эмоционально-положительное, одоб­ряющее и поддерживающее ребенка отно­шение — это именно то, что необходимо каждому первокласснику.

Остается совсем немного времени на подготовку к школе. Что же должен делать родитель? Вот несколько простых советов:

  • Если этой осенью ваш ребенок идет в школу, уже во второй половине лета нужно постепенно приучать его к новому распорядку дня. Обычно детский режим дня летом более «расслабленный», распорядок дня зачастую отсутствует как таковой. Если соблюдать такой режим дня до последнего, ребенку очень сложно будет адаптироваться к новому четкому распорядку. Поэтому ребенка нужно заранее начинать переводить на нормальный распорядок дня, при этом сильно его не загружая. Приучайте ребенка вставать и есть в одно и то же время, чередовать занятия с отдыхом.
  • Готовя ребенка к школе, родители обычно уделяют больше внимания материальному аспекту, ведь столько всего нужно купить: канцелярские принадлежности, ранец для тетрадок и учебников, школьную форму. Несомненно, все это очень важно, когда ребенок идет в школу. И не только с практической точки зрения. Новые вещи, во-первых, показывают ребенку, что началась новая жизнь, а во-вторых, помогают в какой-то степени с этим смириться. Очень важно задействовать ребенка в выборе и покупке вещей для школы, прислушаться к его мнению, дать почувствовать себя причастным к происходящему. Так он сможет почувствовать себя более взрослым и самостоятельным.
  • Кроме этого, нужно заранее приучать ребенка к порядку. За пару недель до школы приготовьте вместе с ним его рабочее место, которое будет его личным уголком. Разложите там новые канцтовары. Дайте ребенку понять, что за свое рабочее место он несет ответственность.

Одним из основных моментов подготовки ребенка к школе является его психологическая подготовка:

  • Очень важно создать у ребенка положительный образ школы. Часто родители делают из школы и учителей эдакого «бабайку», фактически запугивая ребенка школой. Если у ребенка проблемы с самостоятельностью, мама говорит: «Привыкай делать все сам, в школе с тобой никто не будет нянчиться». Или ребенок плохо себя ведет, отвлекается, и мама его пугает: «Будешь плохо себя вести в школе, получишь двойку по поведению, и никто с тобой не будет дружить, потому что ты двоечник». Такие фразы заставляют ребенка бояться школы, усугубляют дискомфорт и затрудняют адаптацию ребенка к школе.

Вместо этого лучше рассказать ребенку о своих школьных годах и друзьях детства, показать фотографии, поделиться смешными историями из школьной жизни. Если вы заранее сформируете у ребенка теплое отношение к школе, он будет ждать начала учебы не со страхом и неуверенностью, а с радостью.

И вот долгожданное первое 1 сентября. Ребенок идет в школу… Это волнительное и ответственное событие. И в ваших силах, дорогие родители, сделать так, что первые дни в школе будут для ребенка не стрессом, а веселым приключением.

  • Будите его спокойно.

Проснувшись утром, ребенок должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.

  • Не торопите ребенка.

Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу — это Ваша, а не его задача.

  • Не отправляйте ребенка в школу голодным.

Даже если малыш ест в школе, до школьного  завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если ребенок будет думать о бутербродах, а не об учебе.

  • Не дергайте и не читайте нотаций перед школой.

Не прощайтесь с ребенком, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти пару ласковых слов — ведь у него впереди трудный день.

  • Встречайте малыша спокойно, дайте ему расслабиться.

Вспомните, как сами себя чувствуете после тяжелого рабочего дня или многочасового общения с людьми. Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, выслушайте его.

  • Интересуйтесь успехами ребенка у учителей.

Но не делайте этого в присутствии ребенка. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь  с учителем не реже, чем раз в два месяца.

  • Не связывайте  оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания.

Если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с выполнением домашнего зада­ния, помогите ему найти ответы самостоя­тельно, а не подсказывайте их. Продемонстри­руйте свой интерес к этим заданиям и убеди­тесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом.

  • Установите специальное время для выпол­нения домашнего задания.

Это поможет сформировать у ребенка хоро­шие привычки к обучению. Но не заставляйте ребенка делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать «переменки», желательно подвижные.

  • Помните про «критические» периоды в те­чение года.

В течение учебного года существуют периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспо­собность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель, затем — конец года (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и переход от зимы к весне. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.

  • Обязательно спрашивайте Вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  • Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Поэтому обучение грамоте ребенка с логопедическими проблемами — трудная задача.
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
  • Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Лучше работать с устной речью: упражняться в развитии фонематического восприятия, звукового анализа слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе — оно гораздо более будет способствовать устойчивости хорошего результата.

Удачи Вам дорогие родители!

Подготовила

/ педагог-психолог 

Т.В. Мурзина /