РЕБЕНОК — БЕЛАЯ ВОРОНА

РЕБЕНОК — БЕЛАЯ ВОРОНА

Дитя мимоза

Дети не рождаются застенчивыми. Они рождаются общительными, любопытными и контактными, а вот застенчивыми их чаще всего делаем мы сами. Иногда не по своей воле. Такое, например, случается с болезненным ребенком, который основное время проводит дома, другой вариант — когда малыш растет в дефиците общения потому, что не ходит в сад, во дворе нет сверстников, а приглашать гостей дома не принято. Во всяком случае ситуация, когда ребенок, выросший в доме, полном людей и детей, залезает при вашем появлении под стол — исключение.

Если вам хочется помочь чаду в общении с другими людьми, ни в коем случае не давите на него. Вместо этого просто сделайте так, чтобы в доме почаще появлялись люди. Малышу позвольте вести себя как хочется, а гостей попросите просто не замечать маленького дикаря. Застенчивость в этом случае — возрастной этап, и через некоторое время она проходит сама собой. Не засовывайте его в самую гущу событий: природная детская общительность очень скоро пересилит робость и чадо вольется в игру. Всему свое время.

 

Фамильное зеркало

Иногда ребенок среди других детей ведет себя не лучшим образом. Он много конфликтует, напряжен, обидчив, ревностно охраняет свои игрушки, его легко заставить плакать, и плач чаще всего переходит в громкую сцену. Сверстники начинают избегать его потому, что общаться «себе дороже>. дети не рождаются невротизированными. Их такими «делают» дома: мамы и папы, дедушки и бабушки.

Чтобы понять, в чем проблема, ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Не слишком ли завышены ваши к ребенку требования: относительно порядка, послушания, режима, чистоты, опрятности?
  2. Не слишком ли часто в доме звучит слово «нет» («нельзя»)?
  3. Как часто вы хвалите ребенка (без повода)? Обнимаете? Целуете? Гладите по голове?
  4. Не слишком ли часто наказываете?
  5. Отдельный вопрос: как вы наказываете его?

 

Юный воитель

Если вам кажется, что дети отказываются общаться с вашим малышом потому, что он чрезмерно крут характером, необходимо разобраться в ситуации досконально. Не опирайтесь на слова бабушки или воспитательницы доверяйте только собственным наблюдениям и ощущениям. Существует несколько типичных ситуаций, в которых в адрес вашего малыша может впервые прозвучать неприятное определение: «агрессивный ребенок». Ситуации эти совершенно разные, поэтому и действия ваши разнятся.

  1. Проверка границ дозволенного — совершенно естественное и справедливое желание для ребенка полутора-двух с половиной лет. Как же иначе узнать, где они, эти границы, находятся? Бывает, что в один прекрасный день ваш карапуз с ангельским лицом сажает в лужу девочку в розовом платье. Через пятнадцать минут он выпихивает из песочницы закадычного друга так, что тот летит вверх тормашками. Еще через полчаса вы сами получаете тумака, заступившись за обиженных. Эксперименты могут продолжаться день, два, неделю или даже два месяца. Возможно, приятели начнут сторониться вашего малыша, и тем не менее поводов для беспокойства нет. Ребенок проверяет, что можно делать, а что нельзя. И ваше дело — не устраивать из происшедшего драму, а помочь ему. Четко обозначая сей важный пункт (драться нельзя!), вы помогаете своему чаду медленно, но верно двигаться к социальной компетентности. Реагируйте сразу:быстро и однозначно. Отведите ребенка в сторону, сделав ему замечание. Повторяйте за прогулку не больше трех раз, если это не помогает — отправляйтесь домой. На следующий день с первого же раза напоминайте, что прогулка прекращается, как только юный воитель покушается на кого-то из приятелей. Дети после двух лет прекрасно понимают такие ультиматумы.
  2. «Око — за око, зуб — за зуб — именно так порой выглядит поведение некоторых более взрослых карапузов. Ребенок делает зло в отместку: его толкнули — он толкнул в ответ, порвал картинку, ущипнул и ударил. Его поступки больше похожи не на импульсивное или исследовательское поведение, а на целенаправленную месть. Если ваш малыш в целом не злой — ваше дело лишь найти, где именно он впервые это «увидел».
  3. Возможно, у вашего малыша действительно трудный характер, и ему необходима помощь специалистов. Об этом можно говорить с определенной долей уверенности, если:
  • малыш дерется со всеми подряд;
  • в саду на него жалуются и родители, и воспитатели, и дети;
  • на улице вы это видите сами;
  • зачастую в приступе гнева он еще кусается, царапается и щиплется;
  • ребенок плохо концентрируется на любом занятии, заведясь, унимается лишь поплакав с полчаса;
  • разговоры и увещевания на него не действуют.

 

Человечек дождя

К сожалению, бывает так, что малышу сложно устанавливать контакт с окружающим миром. Подобных детей отличает ряд тесно связанных между собой особенностей, и наблюдая, невозможно понять, не хочет или не может ребенок общаться. Такие дети не любят лишних прикосновений, шумных мест и яркого света. Родители жалуются на то, что маленький человечек стремится уйти от контакта, не хочет играть и даже отказывается разговаривать. Чем больше вы пытаетесь навязать ему свое общество, тем сильнее он сопротивляется, а оставив малыша в покое, вы видите, что он доволен собой. Такие дети ведут себя своеобразно с самого младенчества. Они редко улыбаются и не машут ручками и ножками от радости, завидев наклонившуюся над кроваткой маму. Позже они не питают, подобно другим детям, слабости к ярким и веселым игрушкам, а предпочитают молча и подолгу играть с водой, песком или со странными предметами вроде веревочек, тряпочек или четок. Нередко их отличают скудная мимика и своеобразные, как бы манерные интонации речи. Близким может казаться, что малыш не обращает внимания на происходящее и полностью погружен в свой мир, полный странных фантазий, что зачастую так и есть. Но порой по косвенным признакам родители догадываются, что ребенок слышит разговоры, многое запоминает и понимает по-своему. Таких особенных детей психологи называют аутичными, и к ним больше нужен особенный подход и своевременно оказанная психологическая помощь. Особенно, если учесть, что аутичные дети зачастую бывают одарены (музыкально, технически, математически), и специалисты способны помочь им развить свой дар в полной мере.

Составила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.