РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГОВ.

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГОВ.

Наша современная жизнь   предъявляет к педагогам все новые и  новые требования. Растут психологические нагрузки и уровень профессионального выгорания. Поэтому педагогу важно формировать и развивать рефлексивные способности с помощью специальных упражнений.

Рефлексия — это способность отслеживать собственные мысли, чувства, понимать истинную причину тех или иных поступков, это понимание себя. Без самопознания, адекватного признания собственных сильных сторон и недостатков невозможно двигаться вперед. Особенно это актуально в профессии педагога.

Развивать рефлексию можно с помощью предлагаемых упражнений.

«САМОКРИТИКА»

У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. Данное упражнение помогает выяснить этот вопрос.

Цель: осознать особенности самовосприятия и восприятия себя другими.

Ход упражнения. Участники берут листы бумаги, подписывают их и разделяют на три вертикальные графы: «Кто я?». 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в которой они приходят в голову. «Как на этот вопрос ответили бы мои близкие (родители), знакомые?» Ответ на этот же вопрос кого-то из присутствующих. Кто именно — участник определяет сам. Затем каждый педагог забирает свой листок, сравнивает ответы, выделяет сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. Количество совпадений определяет степень открытости человека.

«СКОЛЬКО ВО МНЕ ЛЮДЕЙ?»

Цель:  осознать особенности самовосприятия.

Ход упражнения. Для обсуждения предлагается цитата В. Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения:  Как вы понимаете эту фразу? Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

«РАБОТА НАД СОБОЙ»

Цель: раскрыть свое «я».

Ход упражнения. Ведущий знакомит участников тренинга с методом самораскрытия: Самопознание тесно связано с процессом самораскрытия. Джурард С. подчеркивал — «раскрытие своего “я” другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего “я”». Самораскрытие возможно лишь в том случае, если взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимного принятия, которое развивается постепенно, и человек способен почувствовать, какое влияние производит самораскрытие на слушателя. Два автора, Джозеф Лафт и Гарри Инграм, создали схему, известную в литературе под названием «Окошко Иогарри»:

Другие «Я»
Знаю о себе Не знаб о себе
Знают обо мне Открытая область 1 Слепая область 2
Не знают обо мне Скрытая область 3 Неизвестная область 4

Открытая область 1  — это поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

Слепая область 2  — это дурные привычки, которые человек не замечает, но видят окружающие, считая неуместным говорить о них. Отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения. становятся предметом обсуждения на тренинге и корректируются.

Скрытая область 3  — то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Это может быть сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни. Есть нечто, чем человек хотел бы поделиться с окружающими, о чем хотел бы выслушать их мнение.

Неизвестная область 4  — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида, и окружающих.

Далее ведущий предлагает участникам начать заполнять «Окошко Иогарри».

Примечание. При использовании упражнения работа должна быть направлена на расширение открытой области за счет уменьшения 2, 3 и 4 областей

Подготовила педагог-психолог

Макарьевская С.Н.