«О подготовке приёмных родителей»

За последние годы во многих регионах Российской Федерации созданы службы сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям. В связи с особым вниманием со стороны президента России к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, создание служб такого рода – необходимая мера по предотвращению возврата приемных детей в детские дома.
Это было обусловлено необходимостью совершенствования и развития системы организации и управления деятельностью специалистов, занимающихся реализацией существующих форм и методов сопровождения и подготовки приемных родителей, а также сопровождением замещающих семей, эффективной работы постинтернатного сопровождения детей, лишенных родительского попечения, на территории Забайкальского края.
С этой целью, МТ и СЗ Забайкальского края был издан приказ за № 1456 от 17.12.2014г. «О создании на базе ГУСО служб по подготовке граждан, выразившим желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание и сопровождению замещающих семей».
Специалист по социальной работе и педагог-психолог осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождения замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье, их воспитания и обучения; оказывают правовую помощь родителям и подопечным; при необходимости участвуют в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи. Занимаются формированием групп по подготовке приемных родителей, а также замещающих семей и работе по постинтернатному сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей, содействуют развитию различных форм семейного устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, занимаются разработками и распространением информационно-методического обеспечения программ и проектов, направленных на повышение качества предоставления услуг несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, а так же гражданам, выразившим желание стать опекуном.
Таким образом, задача специалистов своевременную и качественную помощь замещающим семьям в обеспечении нормального воспитания и развития приемных детей.
В 2014 году три специалиста ГУСО НКЦСОН «Гарант»
прошли обучение по подготовке приемных родителей, сопровождению замещающих семей, постинтернатного сопровождения детей, лишенных родительского попечения. Центром «Гарант» был заключен договор с отделом опеки и попечительства о передаче отдельных полномочий, разработаны и утверждены положение о школе приемных родителей, план работы службы сопровождения. Начало нашей работы нельзя было назвать легким. На тот момент не было какой-либо нормативной документации, регламентирующей деятельность службы сопровождения замещающих семей, не было никаких методических материалов. Мы строили свою работу, полагаясь лишь на опыт наших коллег из других регионов Российской Федерации, публикации которых находили в средствах массовой информации, в том числе и в интернете.
Большим плюсом стало то, что два раза в неделю, согласно составленного графика, у нас была возможность работать в «Семейной гостиной» на базе нашего центра, где могли вести прием граждан, рассказывать им о нашей службе, оказывать психолого-педагогическую помощь детям и родителям.
В этой статье мы постараемся рассказать о том, как организована наша работа по этим направлениям.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Для того, чтобы замещающая семья могла получить комплексное психолого-педагогическое сопровождение, опекун (попечитель), приемный родитель обращается к нам по личной инициативе, либо по направлению органов опеки и попечительства. После первичной консультации родитель пишет заявление об оказании услуги по сопровождению семьи, дает письменное согласие на психолого-педагогическое обследование семьи и обработку персональных данных. Затем с замещающим родителем заключается договор о сопровождении семьи сроком на 3, 6 месяцев или на 1 год с приложением перечня услуг, который определяется самим родителем на его усмотрение:
— консультирование родителей по вопросам внутрисемейных отношений между взрослыми и ребенком (детьми);
— тренинги по межличностным отношениям замещающего родителя и приемного ребенка;
— консультирование по проблемам неадекватного поведения ребенка в семье;
— тренинги по коррекции проблемного поведения детей и подростков (воровство, ложь, агрессия и т.д.);
— оказание психологической поддержки замещающим родителям и приемному ребенку;
— подготовка детей к школе;
— оказание помощи в решении проблемных вопросов приемного ребенка в образовательном учреждении;
— консультирование для родителей по профориентации старших подростков;
— тренинги для подростков по выстраиванию целей, ближайших перспектив образования и работы;
— тренинги по формированию привязанности взрослого и ребенка на первоначальном этапе адаптации;
— тренинги по профилактике вредных привычек детей;
— тренинги по эмоциональному выгоранию замещающего родителя;
— логопедические занятия с детьми;
— консультирование семей узкими специалистами (врач-психиатр, дефектолог, логопед, юрист);
— диагностика замещающих родителей и приемного ребенка;
— посещение семьи на дому с целью оказания психологической и социальной помощи;
— подбор для родителей методической литературы, видеоматериалов по воспитанию детей.
На основании запроса замещающего родителя, а также диагностики проблемного поля семьи, мы составляем индивидуальную программу сопровождения замещающей семьи, в соответствии с которой ведем дальнейшую работу с родителем и ребенком:
1. Посещение семьи, первичная диагностика;
2. Углубленная (по необходимости) диагностика семьи/ребенка в процессе сопровождения: изучение внутрисемейных и детско-родительских отношений; исследование параметров семейной системы (нормы, правила, границы, стереотипы взаимодействия); личностных особенностей членов семьи;

3. Диагностика семьи специалистами разного профиля, составление прогноза;
4. Консультации (индивидуальные, семейные, групповые, дистанционные);
5. Тренинги;
6. Коррекционно-развивающие занятия с детьми.
7. Итоговый мониторинг процесса сопровождения семьи;
За весь период с 17.04.15г. по 10.04.2018г. прошло обучение, в том числе психологическую диагностику(опекуны, которые являются кровными родственниками) 47 кандидатов. Обучение проходило в два этапа, форма была выбрана очно-заочная, т.е. кандидаты в приемные родители выполняли задания, проходили собеседования, тематические занятия и т.д. , задания выдавались на дом в электронном виде. Все очень ответственно отнеслись к учебе, не было пропусков без уважительной причины. Занятия проходили с обязательным показом видеоматериала, с целью повышения уровня юридической грамотности были проведены лектории по юридическому и медицинскому разделам. Хочется отметить, что приоритетным является такая форма устройства детей, как усыновление (удочерение) и опека(попечительство). Мотивация у всех желающих взять ребенка в семьи сформирована, определены возрастные категории детей. С каждым кандидатом проработаны различные ситуации, в том числе конфликтные, которые могут возникнуть, когда ребенок окажется в семье. Так же очень активно наши кандидаты принимали участие в праздничных мероприятиях, посвященных «Дню семьи» и «Дню матери», в работе по «Школе приемных родителей» проводилась работа с использованием различных форм психологических упражнений, тренингов, разработаны и распространены буклеты, в том числе широко использовались средства массовой информации.
Статью подготовил:
Специалист по социальной работе —
Полуполтинных Лариса Ивановна