Отчет по самообразованию

7.07.2020г.  на методическом часе педагогов и специалистов мною был представлен отчет по самообразованию «Использование нейрографики в работе с тревожными детьми»

Я решила использовать этот метод в работе после прослушивания вебинара « Нейрографическое рисование», проведенного полгода назад психологическим центром «Доверие». Меня это очень заинтересовало, попробовала на себе этот метод, и он мне показался очень эффективным и простым.

Участники были ознакомлены с понятием «нейрографика».

Нейрографика это один из самых новых психологических методов, созданный в 2014 году, автором которой является  Павел Пискарев, ректор института интегративной психологии, адаптации и реализации человека.

 

Первая часть слова (нейро) указывает нам на связь понятия с нейронами, нервной системой и сознанием. Графика — это творческая составляющая, связь с изобразительным искусством. Рисовать умеют все, утверждают приверженцы нейрографики . Это графический метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, острую проблему, позитивные цели. И не просто выразить, а трансформировать в позитив, гармонию, решение, достижение.

Проработать через нейрографику можно всё: увеличение дохода, рост бизнеса и карьеры, личностные отношения, накопленные деструктивные переживания: обиды и страхи, болезни, вредные привычки. Так же с помощью этого метода можно решить затяжные конфликты и даже избавиться от лишнего веса.

Перенося образы на лист бумаги, человек получает возможность увидеть, как проблема, поставленная перед собой, выражается в простых представлениях-окружностях, треугольниках, многоугольниках и сложных объемных фигурах. Перенося на бумагу «образ проблемы, мы получаем представление о ней, как о системе вопросов и ответов, что позволяет найти простые пути выхода из кажущихся запутанных ситуации.

Базовый метод — Снятие ограничений.  Основные фигуры — это круг и линия.

 «Круг — это целостность». Окружить, т.е. обвести круговыми линиями — значит придать целостность группе графических объектов. Идеальную окружность нарисовать достаточно сложно, поэтому круговыми линиями окружность формируется до удовлетворительного состояния. Чем важнее объект, тем больше и жирнее он обведён круговыми линиями.

Линии второй важный графический элемент метода. Они соединяют важные фигуры и формируют взаимосвязи между ними.

Нейрографическая линия — это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть. Такая линия уводит нас от стереотипа, который сидит у нас внутри, уводит от повторения внутреннего алгоритма.

Линия способна связывать нейроны. Когда мы изменяем привычные линии, мы можем переорганизовать связь нейронов. Этот метод позволяет расширить ресурсы нашего мозга.

Что такое угол?Угол — это проблема, напряжение, конфликт. Это способ через графику общаться с собой. Менять то, что мозг записывал в нейронных связях всю жизнь. Это убеждения, с детства навязанные семьёй, социумом. Они управляют нашим поведением и текущей реальностью. Нейрографика призвана помочь переписать старые нейронные связи, убрать ненужные установки, стереотипы и страхи — то, что держит нас в текущей реальности. И создать новые связи, а вместе с ними и новую, желаемую реальность.

 

Поэтому я решила использовать этот метод при работе с тревожными детьми. Его можно использовать с детьми начиная с дошкольного возраста.

 

Тревожность развивается у ребенка вследствие наличия у него внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1.Противоречивыми требованиями родителей, педагогов.

2.Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными.

3.Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимость.

4.Тревожность может передаваться от членов семьи, от значимых людей, от педагогов.

Мы обсудили со специалистами принципы работы с нейрографикой с детьми.

1.Правило спонтанности.

Первый принцип – создание эмоционального отпечатка на листе бумаги.

Рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и страхов. Лучше изображать существующую проблему закрытыми глазами быстрыми движениями в течении 3-5 сек.

Таким образом, происходит «выброс негатива» наружу.

2.Отсутствие критериев оценки. Второй принцип – любой рисунок уникален, а в результате доработки станет еще прекраснее.Отсутствие оценки и критики получившегося рисунка освобождает от комплекса

3.Правило избавления от острых углов.Третий принцип – доработка рисунка означает начало работы над существующей проблемой. Важным правилом нейрографики является правило последующего «скругления» углов, если они появились при рисовании.На месте пересечения линий рисуют овалы и круги. Закрашивают их более темным цветом для того, чтобы визуально не воспринимались острые углы.Оборванные линии продолжаются и соединяются с уже нарисованными. Ребенок рисует спокойно, без определенных правил так, как ему подсказывает настроение. Чем более кругов на рисунке, тем больше гармонии вносится в зону проблемного восприятия мира. Все изображенные линии и фигуры заряжены энергией ребенка.

4.Правило завершения рисунка – линии поля. Принцип – бесконечности рисунка. Нейрографические линии, которые проводятся ребенком через лист к его краям, передают ощущения. Они могут быть разной толщины и степени извилистости. Нейрографическая линия в рисунке не повторяется и заканчивается в неожиданном месте листа. Эти линии создают фоновое поле, благодаря которому у рисунка нет границ. В результате получается красивый рисунок, объединяющий линии и смысл. Изображение бесконечно, рисунок можно рисовать много раз.

5.Правило рисунка без образов. Пятый принцип – познания себя. При доработке рисунка не анализируют изображение, не ищут сходства с конкретными образами. Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются.

При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Нейрографика, принципы рисования для детей которой соблюдаются на занятиях, учит слышать и познавать себя.

После теоретической части, знакомства с алгоритмом выполнения и с принципами работы с детьми по этой методике,  слушателям было предложено практическое выполнение нейрографики:

1.Нейролиниями нарисовать свою проблему

2.Сверху линий рисуем круги ,квадраты, треугольники

3.Сглаживаем углы

4.Вводим толстые значимые линии маркером

5.Выполням цветовые заливки.

Наше нейрографическое рисование сопровождалось музыкой «Тибетские чаши равновесия»

При выполнении нейрографического рисунка происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Нейрографика, принципы рисования для детей, которые соблюдаются на занятиях, учит слышать и познавать себя.

Педагог-психолог

Макарьевская С.Н.