«Мы разные, но имеем равные возможности».

«Мы разные, но имеем равные возможности».

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Главная цель в работе специалиста  с семьей ребенка-инвалида — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Задача-помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка. Для этого специалист по социальной работе оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных и коррекционных действий. В его рамках могут осуществляться  различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы специалиста во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Патронаж делает работу специалиста по социальной работе более эффективной.

Необходимость использования метода консультации связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) —тренинги. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развивать активность и уверенность родителей. Специалист проводит специальные занятия, игры, досуг, ведет кружковую деятельность и т.д. ГУСО НСРЦ «Гарант» взаимодействует с санаториями, располагая  информацию лекций, консультаций  на сайте Центра ( также на сайте  размещается  вся проводимая работа с детьми-инвалидами). Также разрабатываются и распространяются различные буклеты, размещаются на сайте ГУСО НСРЦ «Гарант». Немаловажное значение уделяется игротерапии. Используются различные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и т.д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки чувственного познания мира, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки. Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимался не только специалист, психолог, но и сами родители в домашних условиях  изо дня в день. Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков  у своих детей. Это могут быть игровые упражнения, семинары-практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий  характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней  ребенком субъектной позиции. Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов»,»мозговой штурм»,родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители. Наблюдая, как меняется ребенок от занятия к занятию, как растет и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать ,больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности. Таким образом, специалист по социальной работе играет очень важную роль  в жизни ребенка-инвалида  и его семьи.

Как работать с детьми-инвалидами:

При работе с детьми-инвалидами важно помнить, что они являются абсолютно такими же детьми, как и окружающие сверстники без нарушений в физиологии. Это говорит о том, что дети-инвалиды  также хотят вести активный  образ жизни, общаться с другими детьми, играть, ходить в школу и открывать для себя что-то новое. С детьми-инвалидами необходимо проводить занятия индивидуально, учитывая их психофизические возможности (воображение, переключаемость внимания, физическое развитие и т.д.) и коллективно — для формирования чувства ответственности за младшего, чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи, развитию умений работать в группе сообща.

Для этих детей проводятся различные мероприятия. Воспитание и обучение охватывает специальные педагогические, культурные и индивидуальные общеразвивающие занятия, которые направлены на перспективное развитие ребенка, либо на изменения в развитии. Для этого проводятся следующие мероприятия:

тесный контакт с группой детей, не имеющих ограничений

-участие в культурных, спортивных мероприятиях

Это способствует, во-первых, активизации речи  и расширению коммуникативных  навыков ребенка, во-вторых, способствует удовлетворению некоторых потребностей ребенка, например, социальных (взаимодействия в группе).Педагогическая цель занятий в группе состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально самоутвердиться (развить свои способности, насколько позволяют его возможности )

Определяющим фактором в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка инвалида необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере любви, понимания и счастья. Создание и поддержание в семье положительного психологического климата является гарантией правильного развития ребенка. Родители должны понять реальное состояние ребенка, принять и реализовать рекомендации, которые дал врач, психолог, дефектолог, логопед. Семье, которая воспитывает ребенка с ОВЗ, нужно понять себя и свои переживания. Следует также не бояться обратиться к специалисту за помощью. Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и другим детям,  для развития им нужно общение с другими детьми. У них также есть свои мечты, интересы, увлечения, они хотят получить профессию и найти себя в жизни. «Каждый ребенок особенный. Все дети равные»

                                                                    Специалист по социальной работе

                                                                        Лажук Е.Г.