КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Кризис,  от греческого krineo,   буквально означает «разделение дорог».

Кризис определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем–либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение.

 

Кризисное состояние может иметь  следующие формы:

— соматический кризис — болезнь, старость;

— нервно-психический кризис — фрустрации, стрессы, конфликты между базовыми структурами личности, фобии, депрессии, астении;

— социально-психологические нарушения коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде;

— кризисные состояния факторов гигиены: жилищно-бытовые условия, уровень материального благосостояния, физические условия на работе и т. д.

Стадии кризисного состояния.

Переживания-

 «психического шока»: длительность до трех суток с момента получения психотравмы;

дезорганизации: период «проживания» психотравмы длительностью от суток до двух недель;

— демобилизации; период полного осознания создавшейся ситуации, ее безысходности  длительностью от нескольких суток до нескольких недель;

— адаптации («принятия» создавшейся ситуации): период рационализации, разрешения психотравмирующей ситуации длительностью в несколько недель;

— восстановления: : период нормализации психической деятельности длительностью до нескольких месяцев.

Виды кризисов, которые может испытывать человек:

  • кризисы развития (возрастные кризисы);
  • кризисы утраты и разлуки;
  • травматические кризисы
  • кризисы отношений и состояния души;
  • кризисы смысла жизни;
  • морально-этические кризисы.

 

КРИЗИС ОДНОГО ГОДА

 

  • резкий всплеск самостоятельности
  • сопровождается новыми формами поведения, непослушанием (отказом поступать так, как желают родители), капризами, упрямством. Малыш становиться эмоционально возбудимым, начинает кричать и плакать по любому поводу, обижается на замечания старших.
  • усиление привязанности к матери
  • противоречивом поведении: ребенок попросит вас помочь, а потом откажется от вашей помощи.

КРИЗИС 3 ЛЕТ

Упрямство. Строптивость.Своеволие.Деспотизм.Негативизм. Симптом обесценивания. Протест-бунт.

КРИЗИС 7 ЛЕТ

 

  • меняется представление о себе,

самооценка становится более адекватной;

  • задаёт много вопросов из самых разных областей знаний;
  • стремление к самостоятельности и автономности;
  • проявляются симпатии и антипатии по отношению к различным людям;
  • демонстративность, протест против привычных норм и правил.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС

  • гормональный взрыв;
  • ускоренный физиологический рост предполагает быструю утомляемость;
  • снижение интереса к учебе;
  • желание научиться строить взаимоотношения с противоположным полом и реализовываться иначе;
  • снижение самооценки, частая смена настроения и др.

 

ТРАВМАТИЧЕСКИЕ  КРИЗИСЫ возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.

Травмы, причиненные каким-либо стихийным или природным бедствием.

Травмы, причиненные людьми, — все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты.

УТРАТА— переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека или потерей, утратой  чего-то важного.

 

Стадии переживания утраты:

Первая стадия. Шок.

Вторая стадия. Злость и

ощущение  несправедливости.

Третья стадия. Печаль и сожаление.

Четвертая стадия. Восстановление.

 

 С КРИЗИСАМИ РАЗЛУКИ дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей.

Процесс адаптации детей после развода  условно делят на три фазы:
Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки.
Вторая фаза — переходная. В случае если в этот период ребенок не получил поддержки, усугубляются нарушения эмоций и поведения, возникшие в острой фазе развода.
Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Отношения с приемными родителями могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей.

КРИЗИСЫ НАСИЛИЯ

1.Физическое жестокое обращение

  1. Сексуальное насилие над детьми
  2. Пренебрежение нуждами ребёнка
  3. Психологическое (эмоциональное) насилие:

— Психологическое пренебрежение.

— Психологическое жестокое обращение

 

СУИЦИД – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Для подростков самоубийство – типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей он оказывается.

Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Они часто страдают эмоциональными нарушениями, особенно депрессией,  смотрят в будущее без надежды.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА

1. Может вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности ребенка, аффективных (чувственных) и когнитивных (познавательных) систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом Я.

2. Агрессивные и непродуманные действия могут закрепиться и стать стилем поведения ребенка.

3. Незавершившийся кризис опасен возникновением и развитием психических и психосоматических заболеваний, негативизмом, отчаянием и замкнутостью.

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

  • ждение ребенка от чувств страха, смущения, безнадежности;
  • восстановление нормального для конкретного ребенка психологического состояния (того, в котором он находился до кризиса);
  • привлечение внешних источников помощи и актуализация внутренних ресурсов ребенка;
  • создание возможностей для понимания ребенком (подростком) взаимосвязи между содержанием конкретного кризиса и особенностями своей жизни;
  • формирование и развитие у ребенка новых установок, способов поведения и копинговых механизмов, с помощью которых он может выйти из актуального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справляться с кризисными ситуациями.

 

Подготовила

педагог-психолог

ГУСО НСРЦ «Гарант»

МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.