КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог».
Кризис определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем–либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение.
Кризисное состояние может иметь следующие формы:
— соматический кризис — болезнь, старость;
— нервно-психический кризис — фрустрации, стрессы, конфликты между базовыми структурами личности, фобии, депрессии, астении;
— социально-психологические нарушения коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде;
— кризисные состояния факторов гигиены: жилищно-бытовые условия, уровень материального благосостояния, физические условия на работе и т. д.
Стадии кризисного состояния.
Переживания-
«психического шока»: длительность до трех суток с момента получения психотравмы;
дезорганизации: период «проживания» психотравмы длительностью от суток до двух недель;
— демобилизации; период полного осознания создавшейся ситуации, ее безысходности длительностью от нескольких суток до нескольких недель;
— адаптации («принятия» создавшейся ситуации): период рационализации, разрешения психотравмирующей ситуации длительностью в несколько недель;
— восстановления: : период нормализации психической деятельности длительностью до нескольких месяцев.
Виды кризисов, которые может испытывать человек:
- кризисы развития (возрастные кризисы);
- кризисы утраты и разлуки;
- травматические кризисы
- кризисы отношений и состояния души;
- кризисы смысла жизни;
- морально-этические кризисы.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА
- резкий всплеск самостоятельности
- сопровождается новыми формами поведения, непослушанием (отказом поступать так, как желают родители), капризами, упрямством. Малыш становиться эмоционально возбудимым, начинает кричать и плакать по любому поводу, обижается на замечания старших.
- усиление привязанности к матери
- противоречивом поведении: ребенок попросит вас помочь, а потом откажется от вашей помощи.
КРИЗИС 3 ЛЕТ
Упрямство. Строптивость.Своеволие.Деспотизм.Негативизм. Симптом обесценивания. Протест-бунт.
КРИЗИС 7 ЛЕТ
- меняется представление о себе,
самооценка становится более адекватной;
- задаёт много вопросов из самых разных областей знаний;
- стремление к самостоятельности и автономности;
- проявляются симпатии и антипатии по отношению к различным людям;
- демонстративность, протест против привычных норм и правил.
ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС
- гормональный взрыв;
- ускоренный физиологический рост предполагает быструю утомляемость;
- снижение интереса к учебе;
- желание научиться строить взаимоотношения с противоположным полом и реализовываться иначе;
- снижение самооценки, частая смена настроения и др.
ТРАВМАТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Травмы, причиненные каким-либо стихийным или природным бедствием.
Травмы, причиненные людьми, — все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты.
УТРАТА— переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека или потерей, утратой чего-то важного.
Стадии переживания утраты:
Первая стадия. Шок.
Вторая стадия. Злость и
ощущение несправедливости.
Третья стадия. Печаль и сожаление.
Четвертая стадия. Восстановление.
С КРИЗИСАМИ РАЗЛУКИ дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей.
Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки.
Вторая фаза — переходная. В случае если в этот период ребенок не получил поддержки, усугубляются нарушения эмоций и поведения, возникшие в острой фазе развода.
Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Отношения с приемными родителями могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей.
КРИЗИСЫ НАСИЛИЯ
1.Физическое жестокое обращение
- Сексуальное насилие над детьми
- Пренебрежение нуждами ребёнка
- Психологическое (эмоциональное) насилие:
— Психологическое пренебрежение.
— Психологическое жестокое обращение
СУИЦИД – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Для подростков самоубийство – типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей он оказывается.
Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Они часто страдают эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, смотрят в будущее без надежды.
ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА
1. Может вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности ребенка, аффективных (чувственных) и когнитивных (познавательных) систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом Я.
2. Агрессивные и непродуманные действия могут закрепиться и стать стилем поведения ребенка.
3. Незавершившийся кризис опасен возникновением и развитием психических и психосоматических заболеваний, негативизмом, отчаянием и замкнутостью.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
- ждение ребенка от чувств страха, смущения, безнадежности;
- восстановление нормального для конкретного ребенка психологического состояния (того, в котором он находился до кризиса);
- привлечение внешних источников помощи и актуализация внутренних ресурсов ребенка;
- создание возможностей для понимания ребенком (подростком) взаимосвязи между содержанием конкретного кризиса и особенностями своей жизни;
- формирование и развитие у ребенка новых установок, способов поведения и копинговых механизмов, с помощью которых он может выйти из актуального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справляться с кризисными ситуациями.
Подготовила
педагог-психолог
ГУСО НСРЦ «Гарант»
МАКАРЬЕВСКАЯ С.Н.