Как предотвратить задержку речевого развития у детей
Как предотвратить задержку речевого развития у детей
Нормы речевого развития до 1 года
2-4
месяца |
Появляется агукание и гуление, ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о). |
4-5
месяцев |
Псевдоречевые, неопределенные звуки, редко включается локализация звуков, в звуки включается язык. С 5 мес. дети пытаются подражать интонациивзрослых. |
6-9
месяцев |
С 6 мес. путем подражания или в качестве игры произносит отдельные слоги (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га и т.п.) — лепет. Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. К 8 мес. цепочка лепетных слогов достигает 4-5 сегментов, далее снижается до 2-5. |
10
месяцев |
Появляются первые лепетные слова |
11
месяцев |
Появляются лепетные цепи с чередующимися слогами (ва-ля, ди-ка, ба-на и т.п.), при этом какой-то слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. |
12
месяцев |
Появляются первые слова |
Нормы речевого развития от 1 до 2 лет
1 год | Отдельные адресные слова |
1г. 3 мес. | Запас слов до 30, |
1г. 6 мес. | Запас слов до 50, легко повторяет отдельные слышимые слова |
1г.6мес.
– 2 года |
Увеличение запаса слов, появление фраз и двусловных предложений |
2 года | Запас слов до 200-300 |
Нормы понимания речи у детей до 3 лет
3-6 мес. | Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса |
6-10 мес. | Понимает отдельные знакомые инструкции и подчиняется некоторым (поцелуй маму, где папа и т.п.) |
10-12 мес. | Понимает названия отдельных предметов и игрушек |
12-14 мес. | Узнаетотдельные предметы, игрушки, животных на картинках |
15-18 мес. | Показывает их на картинке |
2 года | Понимает двухступенчатую инструкцию, Понимает значения предлогов в привычной ситуации |
2г.6 мес. | Начинает понимать вопросы косвенных падежей (на чем ты сидишь, во что ты играешь и т.п. |
2г. 6 мес. –
3 г. |
Установление первых причинно-следственных связей (2г. 6 мес.) Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки |
Основные признаки задержки речевого развития от 1 до 2 лет
- Отсутствие эмоционального отклика, простых ответных реакций на обращение взрослых.
- Преобладание монотонных звуков над слогами и словами.
- Невыполнение инструкций и просьб (дай, возьми и т.п.) без жестового подкрепления.
- Отсутствие интереса к чтению мамой детских книг.
Типичные причины позднего обращения к специалистам
- Ребенок соседей (отец, брат и т.п.) долго молчал, но потом сразу и много заговорил в 3, 4, 5 лет.
- Он такой умный, всё понимает и делает.
- А вдруг сразу назначат лекарства?
Как предотвратить задержку речевого развития у детей
Всем родителям детей до 1 года
- Разговаривайте с ребенком во время действий, пойте ребенку.
- Общение с ребенком грудного возраста должно быть эмоционально насыщенным и тёплым, с прикосновениями.
- Не допускайте, чтобы большее время ребенок проводил с взрослым, который в эмоциональном отношении не близок с ним
- Включайте шутливые речевые игры по типу «идет коза-рогатая», «сорока-воровка» и т.п.
- Начиная с 2-3 мес. пытайтесь интонировать звуки для их повтора, подражания ребенком: от простых напевных «а» «а-у» и т.п. к более сложным с согласными звуками и двух слоговым сегментам.
- Не допускайте ситуации, когда ребенок постоянно в контакте с взрослыми, оставляйте «окна самостоятельности» — это может привести к формированию типа взаимодействия, когда взрослые подстраиваются под ребенка и выключается мотивация к речи.
- Развивайте способность к действиям с игрушками, чем лучше развита ручная моторика, тем лучше речевая моторика.
- Не допускайте ситуации, когда общение ребенка ограничено одним или двумя лицами – в будущем это может привести к излишней привязанности и связи с близким с отсутствием мотивации к речи и к страху общения с окружающим.
- Старайтесь давать доступные пониманию ребенка простые команды для их выполнения.
- Не кричите на ребенка.
- Не переусердствуйте со всем вышеизложенным – помните в психическом развитии важна гармония.
- Не забывайте появляться на осмотрах у невролога в 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36 мес., у психолога в 3 года, у логопеда в 3 года.
Всем родителям детей от 1 до 2 лет
- Разговаривайте с ребенком.
- Общение с ребенком должно быть эмоционально насыщенным и тёплым.
- Не допускайте, чтобы большее время ребенок проводил с взрослым, который в эмоциональном отношении не близок с ним.
- Не допускайте, чтобы ребёнок проводил много времени с мало или плохо говорящим другим ребенком.
- Приучайте ребёнка к книгам: сначала пусть показывает, далее пусть слушает короткие рассказы, стихи, сказки.
- Активнее задействуйте ручную моторику: выстраивание кубиков, нанизывание предметов, простое конструирование.
- Не приучайте к телевизору, экранным гаджетам- в этом возрасте необходимо формирование активной поисково-познавательной деятельности, а не пассивно-созерцательной.
- Старайтесь давать доступные пониманию ребенка простые одноступенчатые, а далее двухступенчатые просьбы и инструкции
- Старайтесь хвалить при выполнении просьб и при произнесении слов.
- Не объясняйте ребенку этого возраста почти ничего, он не может понимать наши логические объяснения, лучше «подкупать», чем объяснять.
Главное
- Не подстраивайтесь во всём под ребенка, не допускайте, чтобы он регулярно жестами заменял слова, которые он может или мог бы произносить (например, дай, на и т.п.), иногда включайте режим непонимания.
- Старайтесь контролировать ребенка. В этом возрасте лучше родительская позиция «наставника». Позиция равнозначного партнера, брата, друга в этом возрасте менее желательна.
- Старайтесь, чтобы вышеизложенных подходов придерживались все члены семьи. Если есть возможность, сведите к минимуму общение ребенка с теми родными и близкими, кто регулярно не соблюдает изложенные и принятые Вами (родителями или опекунами) подходы воспитания и обучения.
Подготовила
логопед Т.В. Мурзина