Как предотвратить задержку речевого развития у детей

Как предотвратить задержку речевого развития у детей

 

Нормы речевого развития до 1 года

2-4

месяца

 Появляется агукание и  гуление, ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о).
4-5

месяцев

Псевдоречевые, неопределенные звуки, редко включается локализация звуков, в звуки включается язык. С 5 мес. дети пытаются подражать интонациивзрослых.
6-9

месяцев

С 6 мес. путем подражания или в качестве игры  произносит отдельные слоги (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га и т.п.) — лепет. Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. К 8 мес. цепочка лепетных слогов достигает 4-5 сегментов, далее снижается до 2-5.
10

месяцев

 Появляются первые лепетные  слова
11

месяцев

Появляются лепетные цепи  с чередующимися слогами (ва-ля, ди-ка, ба-на и т.п.), при этом какой-то слог выделяется  длительностью, громкостью, высотой звука.
12

месяцев

Появляются первые слова

 

Нормы речевого развития от 1 до 2 лет

 

 1 год  Отдельные адресные слова
1г. 3 мес. Запас слов до 30,
1г. 6 мес. Запас слов до 50, легко повторяет отдельные слышимые слова
1г.6мес.

– 2 года

Увеличение запаса слов, появление фраз и двусловных предложений
2 года Запас слов до 200-300

 

Нормы понимания речи у детей  до 3 лет

 3-6 мес. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса
6-10 мес. Понимает отдельные знакомые инструкции и подчиняется некоторым (поцелуй маму, где папа и т.п.)
10-12 мес. Понимает  названия отдельных предметов и игрушек
12-14 мес. Узнаетотдельные предметы, игрушки, животных на картинках
15-18 мес. Показывает их на картинке
2 года Понимает двухступенчатую инструкцию, Понимает значения предлогов в привычной ситуации
2г.6 мес. Начинает понимать вопросы косвенных падежей (на чем ты сидишь, во что ты играешь и т.п.
2г. 6 мес. –

3 г.

Установление первых причинно-следственных связей (2г. 6 мес.) Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки

 

Основные признаки задержки речевого развития от  1 до 2 лет 

  • Отсутствие эмоционального отклика, простых ответных реакций на обращение взрослых.
  • Преобладание монотонных звуков над слогами и словами.
  • Невыполнение инструкций и просьб (дай, возьми и т.п.) без жестового подкрепления.
  • Отсутствие интереса к чтению мамой детских книг.

 

Типичные причины позднего обращения к специалистам

 

  • Ребенок соседей (отец, брат и т.п.)  долго молчал, но потом сразу и много заговорил в 3, 4, 5 лет.
  • Он такой умный, всё понимает и делает.
  • А вдруг сразу назначат лекарства?

 

Как предотвратить задержку речевого развития у детей

 

Всем родителям детей до 1 года

  • Разговаривайте с ребенком во время действий, пойте ребенку.
  • Общение с ребенком грудного возраста должно быть эмоционально насыщенным и тёплым, с прикосновениями.
  • Не допускайте, чтобы большее время ребенок проводил с взрослым, который в эмоциональном отношении не близок с ним
  • Включайте шутливые речевые игры по типу «идет коза-рогатая», «сорока-воровка» и т.п.
  • Начиная с 2-3 мес. пытайтесь интонировать звуки для их повтора, подражания ребенком: от простых напевных «а» «а-у» и т.п. к более сложным  с согласными звуками и двух слоговым сегментам.
  • Не допускайте ситуации, когда ребенок постоянно в контакте с взрослыми, оставляйте «окна самостоятельности» —  это может привести к формированию  типа взаимодействия, когда взрослые подстраиваются под ребенка и выключается мотивация к речи.
  • Развивайте способность к действиям с игрушками, чем лучше развита ручная моторика, тем лучше речевая моторика.
  • Не допускайте ситуации, когда общение ребенка ограничено одним или двумя лицами – в будущем это может привести  к излишней привязанности и связи с  близким с отсутствием мотивации к речи и  к страху общения с окружающим.
  • Старайтесь давать доступные пониманию ребенка простые команды  для их выполнения.
  • Не кричите на ребенка.
  • Не переусердствуйте со всем вышеизложенным – помните в психическом развитии важна гармония.
  • Не забывайте появляться на осмотрах у невролога  в 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36 мес.,  у психолога в 3 года, у логопеда в 3 года.

 

Всем родителям детей от 1 до 2 лет

  • Разговаривайте с ребенком.
  • Общение с ребенком должно быть эмоционально насыщенным и тёплым.
  • Не допускайте, чтобы большее время ребенок проводил с взрослым, который в эмоциональном отношении не близок с ним.
  • Не допускайте, чтобы ребёнок проводил много времени с мало или плохо говорящим другим ребенком.
  • Приучайте ребёнка к книгам: сначала пусть показывает, далее пусть слушает короткие рассказы, стихи, сказки.
  • Активнее задействуйте ручную моторику: выстраивание кубиков,  нанизывание предметов, простое конструирование.
  • Не приучайте к  телевизору, экранным гаджетам- в этом возрасте необходимо формирование активной поисково-познавательной деятельности, а не пассивно-созерцательной. 
  • Старайтесь давать доступные пониманию ребенка простые одноступенчатые, а далее двухступенчатые  просьбы и инструкции
  • Старайтесь хвалить при выполнении просьб и при произнесении слов.
  • Не объясняйте ребенку этого возраста почти ничего, он не может понимать наши логические объяснения, лучше  «подкупать», чем объяснять.

 

Главное

  • Не подстраивайтесь во всём под ребенка, не допускайте, чтобы он регулярно жестами заменял слова, которые он может или мог бы произносить (например, дай, на и т.п.), иногда включайте режим непонимания.
  • Старайтесь контролировать ребенка. В этом возрасте лучше родительская  позиция «наставника». Позиция равнозначного партнера, брата, друга в этом возрасте менее желательна.
  • Старайтесь, чтобы вышеизложенных подходов придерживались все члены семьи. Если есть возможность, сведите к минимуму общение ребенка с теми родными и близкими, кто регулярно не соблюдает  изложенные  и  принятые Вами (родителями или опекунами) подходы воспитания и обучения.

 

Подготовила

логопед  Т.В. Мурзина